Смерть Иисуса свершилась посредством креста, чье предназначение состояло только в том, чтобы на нем кончали свой век злодеи. Слово «злодей» по отношению к Иисусу Христу может звучать немного дико, но далее в этом же послании апостол Павел говорит, что «незнавшего греха [Христа] Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех». В греческом тексте буквально: «…сделал для нас грехом». Христос стал таким, как мы. И когда Он сделался одним из нас, то есть злодеем, Богу пришлось предать Его смерти, ибо такова участь всех злодеев. Таким образом, крестом Христовым Бог подвел нас, детей Адамовых, жизнь нашу во всей ее сути, с ее мечтами и надеждами, со всеми заложенными в ней возможностями, к сокрушительному концу через смерть Иисуса Христа.
Крест Христов предал смерти наше гордое «я». Он удалил от нас как нечто излишнее нашу склонность трубить по всему свету о наших добрых, как нам думается, делах, стремление делать что-то напоказ. Он обрек на смерть наше тайное желание быть умнее, образованнее, красивее или искуснее всех • все то, что живет глубоко внутри нас и что чаще всего проявляется как жалость, снисхождение и всепрощение по отношению к самим себе и в то же время как уверенность в собственных силах.
Не наша задача
Мы должны ясно понимать, что мы не должны сами предавать себя смерти,– все уже сделано за нас. От нас же требуется только признать этот приговор пра¬ведным и оставить всякие попытки вновь «оживить» себя пред Богом. Когда Аврааму было дано обетование о сыне, он воззвал к Господу: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Бытие 17:18). Но Бог не внял ему, ибо не Измаил, а Исаак был сыном обетованным. Авраам должен был понять, что хоть Измаилу и было позволенно жить, но не через него ниспошлет Господь Свое благословление.
Таким образом, когда мы перестаем оправдывать дела нашей плоти и соглашаемся с Богом, что предание ее смерти справедливо, тогда только мы начинаем соот¬ветствовать тому образу, который представлен в стихе 10: «…всегда носим в теле мертвость Иисуса». И если мы признаём крестную жертву и видим, что плоть, восста¬ющая в нас, уже распята, так что не имеет над нами никакой власти, то мы находим в себе силы противос¬тоять любым плотским ухищрениям. Мы можем смело обращаться к Господу Иисусу, уповая на то, что если мы захотим делать все, что Он от нас требует (любить врагов своих, избегать юношеских соблазнов, в терпении уповать на Господа и т.д.), то Бог Сам нам в том поможет. Так «жизнь Иисусова откроется в смертной плоти нашей».
Об этом согласии на любые возможные последствия и говорил Иисус: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Марк 8:34). И Павел говорит о том же. Путь к новой жизни пролегает через веру в то, что пред крестом Иисусовым вся наша прежняя жизнь представляется бесполезной. И на протяжении всего Священного. Писания порядок не меняется: сначала смерть, затем жизнь. Смерть предназначена для того, чтобы вести к воскресению. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с ним». Только когда мы соглашаемся на смерть, жизнь Иисусова вливается в нас, но не наоборот. Мы не можем сначала потребовать воскресения и жизни, а затем уже с их помощью пытаться умерщвлять свою плоть. Сначала мы должны преклониться перед крестом, и тогда только Господь дарует нам воскресение.
Происходящее с нами
Есть еще один момент, через который открывается в нас жизнь Иисусова: «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса». Эта мысль очень похожа на то, о чем говорится в первой части стиха, однако есть существенная разница. В десятом стихе говорится о том, что должны делать мы сами (носить в теле мертвость Иисуса), то есть это — конструкция в действительном залоге: действие производим мы сами. В стихе 11 обнаруживается конструкция в страдательном залоге: «мы предаемся», то есть «предаваемы» – действие направлено на нас. Во втором случае у нас просто нет выбора. «Мы живые предаемся смерти». Здесь имеются в виду все те испытания, которым подвергает нас Господь, чтобы мы оставили веру в силу нашей плоти и полностью положились на Дух Христов.
Замечателен здесь тот факт, что для истинно верую¬щего в Иисуса Христа совершенно невозможно не пребывать в Духе, хотя, может быть, и не все время. Но Господь намеренно ставит истинно верующего чело-века в такие условия, чтобы тот обращался к Богу. В пример можно привести случай с Петром. Когда он вышел из лодки и пошел по воде навстречу Иисусу, он это сделал по собственной воле, хотя эта удивительная способность появилась у него благодаря силе Господа. Но как только взгляд Петра заблуждал по сторонам, он начал тонуть. Для Петра это был миг отчаяния. Он должен был либо обратить свой взор к Иисусу, либо погибнуть. И тогда он вскричал, исполнившись страхом: «Господи! спаси меня» — и Христос поддержал его, и в лодку они взошли вместе. Так Бог постоянно ставит нас в такие ситуации, когда мы оказываемся совершенно беспомощны и, утратив всякую веру в свои человеческие силы, вынуждены воззвать к Богу: «Господи! спаси меня». Это Павел и называет «преданием на смерть ради Иисуса».
Обмен опытом
В первой главе Второго Послания к Коринфянам Павел приводит тому прекрасный пример из собственного жизненного опыта. Он пишет:
«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти…»
(1 Коринфянам 1,8-9).
Неизвестно, какие именно события послужили Павлу поводом к написанию этих строк. Возможно, имеется в виду мятеж, который произошел в Эфесе, описанный в девятнадцатой главе Деяний. В любом случае это было нечто настолько ужасное и опасное, что заставило Павла отчаяться в возможности остаться в живых. То есть он в самом буквальном смысле «был предаваем смерти ради Иисуса». Но обратите внимание, как он заканчивает свою мысль:
«…для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых»
(2 Коринфянам 1,9).
Бог, таким образом, поставил Павла в эту ситуацию, чтобы он не полагался исключительно на собственные силы. Заметьте, что речь здесь идет об апостоле, который прекрасно представлял себе и понимал, как действует Новый Завет. Но даже ему необходимо было время от времени переживать подобные, довольно болезненные моменты, чтобы не поддаваться обману плоти, моменты, которые укрепляли его в вере и доверии к великому Богу, воскрешающему мертвых.
Потому и в нашей жизни возникают проблемы. Бог, который любит нас, Сам предает нас смерти, чтобы мы учились доверять не счастливым обстоятельствам нашей Жизни или приятной обстановке, но Господу, Подателю Жизни, пребывающему в нас. Из Писания мы узнаём, какими мы должны быть, чтобы жизнь Иисусова открылась в нас. Благодаря тем испытаниям, которые нам суждено претерпеть, мы приобретаем сокровище, которое носим в себе, и внутреннюю силу, которая демонстрирует всему миру новый, совершенно отличный от общепринятых представлений, образ жизни.
Идти по жизни
Этот процесс, состоящий из двух последовательных действий, двух шагов, которые повторяются вновь и вновь, в Писании называется «хождение» или «пребы¬вание в Духе». Мы должны поверить в распятие на кресте и приобрести силу воскресения. Иными словами: покаяться и уверовать. Покаяться — значит изменить свои представления о своей прошлой жизни, а уверовать — значит принять некую новую систему ценностей по отношению к новой жизни. В шестой главе Послания к Римлянам Павел говорит: «Почитайте себя мертвыми для греха [это первый шаг], живыми же для Бога во Христе Иисусе [это шаг второй]». В Послании к Ефесянам он говорит: «Отложите прежний образ жизни ветхого человека [первый шаг]… Облекитесь в нового человека [шаг второй]». Все это – об одном и том же, это одна мысль, но выраженная для ясности понимания различными способами. При ходьбе мы делаем по шагу каждой ногой, повторяя эти два действия снова и снова. Таково и хождение или пребывание в Духе: в ответ на любое требование, которое предъявляет нам жизнь, мы должны быть готовы взять наш крест и идти навстречу воскресению.
Единство верующих
И все это оказывает воздействие не только на жизнь одного конкретного человека, но и на жизнь окружающих его людей. Апостол Павел говорит коринфянам следующее:
«Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию»
(2 Коринфянам 4,12-15).
В этом месте Священного Писания говорится о том, что слава жизни Иисусовой необязательно проявляется в жизни одного отдельного верующего. Порой бывает, что смерть ощущается одним верующим, а жизнь -другим. Так произошло с Павлом: «Смерть действует в нас, а жизнь в вас». То есть коринфяне испытывали благодатные последствия смерти, которой ежедневно предавался Павел. Но Павел совершенно доволен ситу¬ацией и сознательно жертвует собой ради того, чтобы вера коринфян укреплялась и чтобы они возрастали в познании благодати Божией. Павел цитирует псалом 114,8, автор которого говорит, что он был сильно сокрушен, точно не зная, почему, но, несмотря на это, он продолжал веровать в Бога, уповая на Его спасение еще до того, как оно было ниспослано ему: «Ты избавил душу мою от смерти, очи мои — от слез и ноги мои от преткновения». Так и Павел уверен, что Господь укрепит его вместе с коринфянами и приведет их всех к полноте славы.
Заключительная мысль вышеприведенного места – о чудном единстве и взаимозависимости всех верующих. Что касается одного из них, касается и всех остальных. И, несмотря на существование страданий, слез и смерти, все, что ни случается, действует во благо, и по мере того как все большее число верующих понимает суть Нового Завета, это новое знание исполняет их хвалой и благодарением во славу Божию. Да и как можно не прославлять Бога, Который скорбь обращает в радость, рабство — в свободу, а смерть — в жизнь! Это и есть тот новый образ жизни, который церковь призвана нести в окружающий ее мир.
Но и это еще не конец. Наш настоящий опыт лишь открывает нам путь к истинам более великим и славным, для описания которых апостол Павел с трудом подбирает слова. Мы рассмотрим их в следующей главе.