«Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением»,– таковы торжествующие слова Павла, завершающие обсуждение им Ветхого и Нового Заветов и их значения в жизни человечества.
Дерзновение – вот закономерный результат веры в Новый Завет, в принцип «Все исходит от Бога, а не от меня». Дерзновение и, конечно же, уверенность -это то, что ищут люди в жизни. Они инстинктивно понимают, что успешная деятельность зависит от внутренней уверенности, поэтому они самыми различными способами пытаются ее добиться. Но чаще всего люди ищут не там, где надо. Порой они достигают некоторого подобия этой уверенности, этого дерзновения в себе самих, но в один прекрасный день оно исчезает, как преходящая слава.
Но это ни в коей мере не относится к Павлу. Он разгадал тайну истинного дерзновения, которое имеет под собой совершенно иное основание, и это основание надежда, твердая убежденность в том, что Бог действует в его жизни. Все люди, уверовавшие в это, вскоре становятся заметно смелее, и всё потому, что они полагаются не на самих себя, не на собственные попытки, которые они предпринимают от лица Господа, но на Самого Господа. И теперь, когда они знают, что Успех любого их предприятия зависит не от их преданности, рвения, мудрости, подготовленности или образованности, они могут быть действительно дерзно-венными. Эти люди знают, что Бог совершит всю работу, Он никогда не подведет, хотя порой Он избирает Довольно неожиданные пути для воплощения Своих замыслов. Эта уверенность, что Господь справится с любой ситуацией, освобождает человека от страха не-Удачи. Отсюда – дерзновение!
Когда испугался Моисей
Но Павел здесь же прибавляет: «А не так, как Моисей…». Был с Моисеем такой случай, когда он вовсе не был дерзновенен, а скорее наоборот, был напуган и пребывал в смятении. Вот как об этом рассказывает Павел:
«Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением. А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего»
(2 Коринфянам 3:12-13).
Здесь мы узнаём о Моисее нечто такое, о чем умалчивается в Ветхом Завете, где мы читаем, что Моисей даже не подозревал, когда спускался с горы Синай, что лицо его сияет. Конечно, ему не составило большого труда догадаться, что происходит что-то необычное, когда люди, глядя на него, закрывали глаза и прятали лица. В итоге Моисею пришлось самому закрывать свое лицо покрывалом, когда он разговаривал с народом. И в этом, с учетом обстоятельств, не было бы ничего дурного, но все дело в том, что скоро Моисей узнал то, чего не знали сыны Израилевы. Он узнал, что слава эта была преходяща. Сначала Моисей надевал покрывало каждое утро из-за слишком яркого сияния своего лица, но несмотря на то что со временем это сияние блекло и исчезало, он продолжал это делать каждый день.
И Павел объясняет, почему: Моисей боялся. Но чего? А того, что народ Израильский увидит, что слава эта не вечна, он не хотел, чтобы они «взирали на конец преходящего». Знак его особого, привилегированного положения пред Господом меркнул, и Моисей не хотел, чтобы кто-нибудь узнал об этом. И он поступил так, как и поныне поступают тысячи людей: он спрятал эту потускневшую славу под покрывалом, чтобы никто не мог увидеть, что же происходит там, внутри.
Покрывало гордыни
Понятно, что Павел рассматривал это покрывало на лице Моисеевом как символ того, как действует плоть, ибо он постоянно наблюдал это вокруг себя. Одним из примеров тому служили иудеи:
«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается»
(2 Коринфянам 3:14-16).
Когда Моисей принес сынам Израилевым десять заповедей и предложил их им, первыми словами старейшин были: «Все, что сказал Господь, исполним». Самоуверенность и плотская гордыня возобладала в них, и они говорили: «Ничто не помешает нам исполнить все, что Ты велишь, Господи. Не беспокойся, мы – народ Твой, мы верны Тебе, мы сделаем все, что Ты сказал». А на деле к концу этого же дня люди нарушили все до одной заповеди. Причем они прекрасно понимали это, но не желали, чтобы об этом узнали другие. Поэтому они все надели на себя маски. Они скрыли свою несостоятельность под личиной религиозных обрядов и постарались убедить самих себя в том, что этого-то и требовал от них Бог. Гордыня, не допускающая признания собственной беспомощности, стала тем самым покрывалом, которое скрыло конец преходящей славы. Эти люди не видели, что смерть поджидает их в конце пути, они не испытывали ни разочарования, ни ощущения полного провала, который наступил, как только плоть завершила в них свое черное дело.
Через полторы тысячи лет после Моисея Павел обнаруживает то же покрывало лежащим на иудеях, которые во времена Павла давали тот же ответ на требования закона, как и их праотцы у подножия горы Синай: «Все, что велит Господь, исполним». И теперь, две тысячи лет после Павла происходит то же самое: когда жизнь предъявляет нам свои требования, наша первая реакция обычно такова: «Хорошо, я все сделаю» или по крайней мере: «Ладно, постараюсь». Даже в христианах уверенность, что они могут потрудиться для Бога, часто не позволяет им увидеть «конец преходящего». Они думают, что могут многого добиться, если только хорошенько постараются. Так что до сих пор это покрывало остается неснятым.
Лживые покровы
Покрывала существуют сегодня в самых разных обличьях, но по сути своей они остаются все теми же. Цель их – за фальшивой внешностью спрятать истинную сущность человека. Поэтому в большинстве своем они приобретают те или иные формы гордыни или лицемерия. Люди порой не признаются в этом даже самим себе, но так или иначе они не хотят, чтобы окружающие взирали на конец их преходящей славы. Если долго носить это покрывало, возникает опасность, что мы сами начнем верить в то, что мы действительно таковы, какими хотим казаться для окружающих. Тогда мы перестаем замечать свое лицемерие, оно становится нашей второй натурой. Этот тонкий, едва уловимый обман изобличил пророк Иеремия:
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
(Иеремия 17:9).
Действительно, покрывала, которые мы используем, могут быть самыми разнообразными. Как говорится, у Гордыни множество лиц. Английский писатель К.С. Льюис справедливо заметил:
«Существует один порок, от которого ни один человек в мире не свободен, который каждому ненавистен в других, но о наличии которого у самого себя вряд ли кто-либо, кроме христиан, готов признаться… Нет другого такого порока, который был бы более отвратительным в других и наименее сознаваемым его обладателями,– порока, который мы тем больше ненавидим в других, чем сильнее заражены им сами. Порок, о котором я говорю, это гордыня, или самомнение, – свойство, противоположное христианскому смирению».