Тарс — это родной город Павла. Несладко ему было возвращаться туда. Став христианином, Павел изо всех сил старался служить своему Господу, но ничего не добился. Более того, Лука сообщает нам одну поразительную деталь:
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясъ и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались»
(Деяния 9:31).
Получается, что когда этот возмутитель спокойствия Удалился, церкви обрели мир и покой; когда этот неутомимый спорщик покинул их, церкви стали множиться! Разве это не удивительно? Павел же отправился Тарс залечивать свои раны с уязвленной гордостью и утраченными надеждами. С тех пор о нем десять лет ничего не было слышно, пока в Антиохии в Сирии не началось возрождение церкви и церковь в Иерусалиме не решила послать туда Варнаву разузнать суть дела. И когда Варнава увидел, что «приложилось довольно народа к Господу» (Деяния 11:24), он понял, что необходима помощь. «Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию». Но в Антиохию с Варнавой отправился уже совсем другой Савл. Отрезвленный, смиренный, наученный Духом, он начал учить слову Божию, и с этого началось его великое служение по всей Римской империи, которое, в конечном итоге, распространило Евангелие по всему миру.
Что же произвело в Павле такие перемены? Много лет спустя во Втором Послании к Коринфянам Павел кратко упоминает событие, которое вызвало в нем переворот, приведший к ясному пониманию и принятию того, что он называет Новым Заветом. Церковь в Коринфе обратилась к Павлу с заявлением, что он мог бы достичь гораздо больших успехов, если бы почаще хвалился своими достижениями. Апостол написал им в ответ:
«Если должно (мне) хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу»
(2 Коринфянам 11:30-31).
То, что Павел сказал дальше, показалось коринфянам настолько невероятным, что ему пришлось поклясться, что он не лжет, что это были не шутка и не обман. Он сказал им, в чем была его «похвальба»:
«В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук»
(2 Коринфянам 11:32-33).
«Вот чем я поистине могу хвалиться, – говорит Павел.– Это величайшее событие всей моей жизни со времени обращения. Только побывав в этой корзине, я начал понимать ту истину, которая изменила мою жизнь и стала источником моих сил». Что же это за истина? Павел говорит об этом в Послании к Филиппийцам:
«…Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа»
(Филиппийцам 3:4-8).
Под словом «сор» Павел подразумевает обычный навоз из хлева. То, что он считал главным залогом своего успеха перед Богом и людьми — свое происхождение, правоверность, высокую нравственность и активную деятельность,– теперь кажется ему ни больше ни меньше, как простым навозом по сравнению с той переменой, которую произвел в нем Иисус Христос. Это Он научил Павла, как ему перейти от Ветхого Завета (когда все исходит от человека, а не от Бога), к Новому (когда все исходит от Бога), который животворит. Теперь Павел может говорить: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета».
Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать те чувства, которые испытал Павел, спускаясь в корзине со стены? Достигли ли вы такого состояния, которое Иисус называл «блаженным»? «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Оказаться «нищим духом» означает оказаться совершенно несостоятельным перед лицом жизненных обстоятельств, а потом обнаружить, что это – благословение, потому что это заставляет вас полностью довериться Господу. Только так можно постигнуть истину Нового Завета, и никак иначе. Нам многому еще предстоит научиться, чтобы узнать, почему это происходит, но понять, как это происходит, можно не раньше, чем испытав все на собственном опыте.