Первый из пяти признаков мы находим в самом начале фразы «благодарение Богу». То есть мы остаемся благодарными за все, даже в минуты жизненных испытаний и трудностей. В этом неугасимом опти-мизме заключена одна из исключительных особенностей истинного христианства. Мы читаем об этом в Книге Деяний Святых Апостолов, в которой с самого начала и до конца звучит эта радостная нота торжества, несмотря на все опасности и лишения, притеснения и гонения, которым подвергались первые христиане. Та же нота благодарности слышна во всех посланиях — у Павла, Иоанна, Петра и Иакова.
Речь там идет о глубоком и искреннем чувстве, которое испытывает человек. Как не похоже оно на то, ко-торое пытаются изобразить многие нынешние христиане, считающие своим долгом произносить все эти бессмыс-ленные для них благочестивые слова благодарности только потому, что так учит Библия. Некоторые христиане демонстрируют своеобразный стоицизм, призывая встречать беду с улыбкой на устах. Такую позицию с тем же успехом могут занимать и неверующие люди, когда им больше ничего не остается. Все это не имеет ничего общего с христианской благодарностью. Послушаешь иных проповедников, и создается впечатление, будто христиане непременно должны улыбаться и радостно восклицать «Аллилуйя!», обнаружив у себя рак.
С подлинным христианством все это не имеет ничего общего. Христиане тоже люди и испытывают боль и стра-дания, как и все остальные, и нисколько не радуются им. Но они предвидят прекрасный и славный конец (не только там, на небе, но сейчас и здесь, на земле), который стоит любых испытаний и переживаний. Эти люди уверены, что Господь, Который и допустил эту боль, ее же обратит во благо, поэтому истинные христиане испытывают самую искреннюю благодарность даже в минуты скорби и печали.
Яркий пример этого мы находим в шестнадцатой главе Деяний, где Павел и Сила оказываются брошен-ными римскими властями в городскую темницу в Филиппах. Спины их окровавлены от побоев, ноги закованы в кандалы. Будущее их весьма неопределенно: они не знают, что произойдет с ними этой ночью. И не было никого вокруг, кого бы они могли поразить своей храбростью, не к кому было им обратиться за помощью и поддержкой. И все же, находясь в такой отчаянной ситуации, Павел и Сила увидели в ней нечто такое, что вдохновило их на пение.
Некому было обвинить их в том, что они мошенничают или стараются сохранить хорошую мину при плохой игре для поддержания собственного духа. Они действительно были искренне благодарны Богу и начали восхвалять Его среди ночи, потому что знали, что, несмотря на их явное поражение, их главная цель достигнута: церковь, которую они основали в Филиппах, уже не задушить. Все это побудило их воспеть Господа, воздав Ему честь и хвалу. В тот момент они еще ничего не знали о землетрясении, которое разорвет их оковы и выпустит на волю. Они не предчувствовали своего освобождения, просто проявили качества истинных христиан — благодарность и неугасимый оптимизм.