Видимо, апостол Павел понимает, что его слова начинают звучать хвалебно по отношению к нему самому. Он знает, что в Коринфе найдутся люди, которые воспримут их именно так. Из этой его фразы становится ясно, что в предыдущей переписке ему уже, видимо, предлагали явиться в следующий раз в Коринф с «одобрительными письмами» от апостолов из Иерусалима. Коринфяне думали о Павле как о человеке, во всем подобном им: он так часто хвалит самого себя, что ему уже не верят и требуют подтверждения из более объективных источников. Но Павел отвечает им:
«Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» (2 Коринфянам 3:2-3).
В сущности, Павел говорит следующее: «Вам нужны одобрительные письма в доказательство того, что я есть истинный посланник Божий? Но вы сами – лучшая для меня рекомендация. Посмотрите, что произошло с вами. Изменились ли вы? Изменилась ли ваша жизнь с тех пор, как вы обратились ко Христу через мои слова? Ваши собственные сердца докажут вам и всему миру, что весть, которую вы услышали от меня и которая изменила вашу жизнь,– от Бога». В шестой главе Первого Послания к Коринфянам Павел упоминает «блудников, идолослужителей, прелюбодеев, мужеложников, воров, лихоимцев, пьяниц, злоречивых, хищников», которых он обнаружил в Коринфе. «И такими были некоторые из вас,– пишет апостол. – Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа». Перемены, которые произошли в них, говорят сами за себя. Коринфяне писали Павлу о радости, которую они испытывали, о своей надежде и о смысле, которым наполнилась их жизнь. Они писали ему, как освободились от чувства стыда и вины, освободились от страха и враждебности, от мрака и смерти. Потому Павел и говорит: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками… написанное… Духом Бога живого».
Вот он, последний признак истинного христианства, – очевидность перемен, которые нельзя объяснить иначе, чем божественным вмешательством. Павлу не нужны были никакие одобрительные письма, когда столь явны были изменения в жизни слушающих его. Как-то я слышал одну историю о человеке, который многие годы был алкоголиком, но потом стал верующим. Однажды его спросили, верит ли он в чудеса, описанные в Новом Завете. Он сказал, что верит. Тогда его спросили, верит ли он и в то, что Христос мог превратить воду в вино. «Конечно», – ответил он. «Но как же можно верить в этот бред?» воскликнул его собеседник. «Очень просто, – последовал ответ,– ибо в моем доме Христос обратил в воду вино!» Эти слова – свидетельство подлинности веры этого человека: такое кардинальное изменение в его жизни не могло произойти само по себе. Оно, безусловно, было результатом действия той великой силы, которая помогла ему заменить любовь к выпивке любовью к Богу.
Итак, у подлинного христианства есть пять отличительных особенностей: неугасимый оптимизм, неизменный успех, незабываемое впечатление, безупречная честность и очевидность перемен. Они всегда присутствуют в жизни истинного христианина. Многие религии пытаются имитировать эти черты, но это им не удается, так как по сравнению с настоящим ложное христианство выглядит лишь его жалким подобием, блеклой тенью, чем оно и является на самом деле. И это особенно проявляется в час испытаний. Но дело даже не в том, что люди пытаются изобразить якобы имеющуюся у них Божию благодать – так как все мы, в сущности, с самого рождения в той или иной степени лицемерны, – но в том, что, будучи христианами чисто номинально, мы не можем быть уверены, что мы эту Божию благодать получим. Самое же главное в том, что надо не просто быть христианином, но именно жить христианином. Человек должен обладать определенным запасом знаний и умением сделать правильный выбор для того, чтобы стать обладателем всех этих добродетелей. Павел рассказывает нам о том, как мы можем этого достичь. Это мы узнаем, тщательно разобрав и изучив третью главу Второго Послания к Коринфянам.