Апостол Павел отмечает, что секрет деятельной, полной смысла жизни заключается в том, что он называет Новым Заветом. Это тот самый Новый Завет, о котором говорил Христос, передавая чашу Своим ученикам во время Тайной Вечери: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эта чаша с вином и хлеб должны были напоминать нам о главной истине нашей жизни: что Христос умер за нас, чтобы жить в нас. Его пребывание в нашем сердце, дает нам силы жить истинно христианской жизнью. В этом и состоит смысл Нового Завета.
Нам с вами важно понять, что означает слово завет. По словам Павла, в жизни человека действуют два завета. Один новый: «все, на что мы способны, исходит не от нас, а от Бога». Другой завет — ветхий. Он — полная противоположность первому, вследствие чего его можно описать так: «все, на что мы способны, исходит от меня, а не от Бога».
В основе любого завета, как во времена Павла, так и в наши дни, лежит некое соглашение, на котором строятся все последующие отношения между договаривающимися сторонами. Если, например, два человека решают организовать общее дело, они становятся партнерами. Условия их сотрудничества тщательно оговариваются в контракте, в рамках которого они и работают. Брак — это тоже своеобразный завет, который заключают мужчина и женщина, обещая до самой смерти быть вместе в радости и печали и делиться друг с другом всем, что имеют. Народы и государства тоже заключают договоры о сотрудничестве. Все это примеры различных заветов. Очевидно, что подобного рода соглашения являются основой взаимоотношений между людьми. Но самый главный завет — это тот, на котором покоится вся наша жизнь и деятельность, хотя порой мы даже не задумываемся о нем. Без него мы не смогли бы ни думать, ни дышать, ни ходить, ни бегать, ни петь, ни говорить, ни молиться. Это тот основополагающий завет, заключенный между Богом и людьми, в соответствии с которым человеку даются жизнь и силы, чтобы исполнять волю Божию. Человек не властен сам производить энергию жизни, он существо зависимое, нуждающееся в постоянной поддержке со стороны Бога Творца, чтобы жить и дышать.
Итак, Павел высказывает здесь мысль, подтвержденную множеством других мест из Священного Писания как в Новом, так и в Ветхом Завете. Наша жизнь может быть организована двумя способами: один «ветхий», который, как мы потом увидим в следующей главе, тесно связан с законом Моисеевым, «буквой, которая убивает». Но благодаря Иисусу Христу существует и другой, «новый» способ, который дает жизнь, полную оптимизма, жизнь, которая производит на других людей незабываемое впечатление своей безупречной честностью и которая оказывает на людей определенное влияние, меняющее их жизнь. Открыв для себя все глубинное значение этого Нового Завета, апостол Павел оказался способным жить так, как того желает Бог. Так и мы с вами, постигнув эту тайну, сможем научиться жить согласно воле Божией.