Павел говорит о том, что существуют две славы – слава смерти, порожденная Ветхим Заветом, и гораздо большая слава — слава жизни. Смерть в различных ее проявлениях обладает определенной привлекательностью для человека. Люди получают от нее какое-то нездоровое Удовольствие. Случалось ли вам оказываться в зыбучей трясине жалости к самому себе? Когда вас все глубже и глубже засасывало туда и вы решительно отвергали какую-либо помощь от людей, пытавшихся вас спасти. Вы хотели, чтобы вас оставили в покое, чтобы вы могли вдоволь насладиться своими переживаниями о самом себе. Вам это даже доставляло некоторое болезненное удовольствие. Иаков писал:
«Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная (в смысле «чувственная», «доставляющая удовольствие»), бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое»
(Иаков 3:15-16).
И самое удивительное, что мы предпочитаем эти преходящие, сиюминутные наслаждения той славе, которая знаменует настоящую жизнь. Зачастую мы по наивности полагаем, что можем достигнуть и того, и другого. Но если мы будем гоняться за мимолетными удовольствиями Ветхого Завета, нам никогда не удастся испытать вечного удовольствия Завета Нового. Вспомните: «Никто не может служить двум господам». Таким образом, первый пример, приводимый апостолом Павлом, показывает, что мы можем определить, какой же Завет, Ветхий или Новый, действует в нашей жизни, по тому, каков результат этого действия.
Камни или сердца
Второй пример соотносится с первым и связан с материальной сущностью описываемого. Во Втором Послании к Коринфянам (3:3) апостол Павел уже говорил об этом. Он говорил, что Новый Завет «написан не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца». Дважды в этом месте Павел пишет, каким образом явился Ветхий Завет: «…служение смертоносным буквам, на чертанное на камнях…» То есть закон был написан на камнях, а Дух пишет на людских сердцах. Таким образом, Ветхий Завет связан с вещественным с камнями, а Новый Завет связан с духовным с сердцами людей.
Так, одна из примет ложного христиаства — это то, что люди слишком много внимания уделяют мате-риальной стороне — камням, зданиям, витражам, шпилям, органам, обрядам, церемониям, раз навсегда установленным порядкам. Все это делается в ущерб заботе о людях. Но когда в силу вступает Новый Завет, все оборачивается по-иному: человек становится во главу угла, а все остальное прилагается по мере надобности. Посмотрите на Христа, на то, как небрежно относился Он ко всем мелочным правилам и предписаниям фарисеев, когда дело касалось исцеления человека. Он даже нарушил священную субботу, когда этого потребовали интересы человека. Христос сказал, что ученики Его срывали колосья в субботу, потому что «суббота для человека, а не человек для субботы». Основное внимание Нового Завета всегда обращено к людям, в то время как Ветхий Завет на первое место ставит материальное.
Несколько лет назад в одной церкви в Калифорнии произошла такая история. На работу был принят один молодой человек, призванный «привлечь молодежь в церковь». Он так преуспел в этом деле, что церковь стала быстро наполняться молодыми людьми. Но в глазах старейшин они оказались не теми, кого те ожидали увидеть: это были большей частью «люди с улицы», босоногие, вызывающе одетые, со странными манерами. Скоро этому молодому человеку было отказано в месте, как ему сказали, по причине того, что «он приводил в их чудесное святилище всякий уличный сброд».
Мир бизнеса и политики живет преимущественно по законам Ветхого Завета, поэтому чаще всего деньги оказываются важнее людей. Когда на карту поставлены крупные капиталовложения, интересы частных лиц зачастую приносятся в жертву. Когда компания сталкивается со снижением прибылей и спадом производства, администрация начинает рубить головы направо и налево, нисколько не задумываясь о дальнейшей судьбе этих людей. Выгода превыше всего. И как часто такое же отношение к жизни можно видеть в стенах церкви!
О репутации часто заботятся больше, чем о человеке. Увековечиваются традиции и обычаи, но не потому, что они отвечают потребностям людей, а потому, что речь идет о признании, о положении в обществе. В этом — проявление все той же зависимости от принципа «Все исходит от нас, а не от Бога».
Вина или оправдание?
Третий пример, приводимый во Втором Послании к Коринфянам (3:9), указывает на различие между свободой и чувством вины: «Ибо, если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания».
Здесь мы видим другую примету Ветхого Завета в действии. Последствием этого действия неизбежно является ощущение осуждения или, используя более привычное в наши дни понятие, чувство вины. Последствия же действия Нового Завета совсем иные — это ощущение оправдания. Оправдание, праведность — к сожалению, сегодня это великое библейское слово плохо воспринимается людьми или понимается неверно. Некоторые считают, что праведность — это когда люди «поступают по правде», то есть «правильно».
Это, конечно, отчасти и верно, но самая суть этого понятия гораздо глубже. Главное — это не «поступать правильно», а «быть правильным». Человек поступает по правде, потому что он праведен. Праведность — это качество, присущее человеку, который может быть признан Господом и который принимается Им полностью и без оговорок. Праведный человек обладает определенной природой. Он уже не испытывает никакой внутренней борьбы, его больше не беспокоит чувство вины, озлобленности или беспомощности. Он больше не мучается, стремясь достигнуть чего-то в жизни, он знает, что Бог принимает его и благоволит ему. Поэтому он свободен. Он сам уже способен протянуть руку помощи тем, кому больно, кто напуган, кто чувствует себя осужденным. Когда человек живет по принципу «Все исходит от Бога, а не от меня», что придает ему ценность в собственных глазах, — это и есть праведность.