В тот момент, когда вы читаете эти строки, вы видите и воспринимаете их, ведомые либо своей плотью, либо силою Духа Святого. Используя аналогию Павла, можно сказать, что вы взираете либо на лицо Моисеево, либо на славу Божию в лице Иисуса Христа. Возможно, вы даже не подозреваете об этом, но это действительно так. Более того, это было бы именно так, даже если бы вы были каким-нибудь примитивным дикарем, который в жизни своей не слыхал ни о Моисее, ни об Иисусе. Конечно, будь вы дикарь, вряд ли вы читали бы сейчас эту книгу, но дело в том, что всякий человек в этом мире живет либо по Ветхому, либо по Новому Завету – третьего не дано. Во второй главе Послания к Римлянам Павел говорит о том, что даже у дикарей-язычников закон Моисеев написан в сердцах их и все, что они делают, неким образом связано с законом их совести.
Плоды говорят о корнях
«А если,– скажете вы,– человек не осознает, на чье лицо он взирает в тот или иной момент своей жизни, как же тогда узнать, когда мы во плоти, а когда в духе?» Ответ таков: по плодам нашей жизни! Плоть неизбежно порождает один тип жизни, а дух столь же неизбежно – другой. Об этом говорил Иисус: «Итак по плодам узнаете их» (Матфей 7:20).
Прежде чем обратиться к познавательному и полезному во всех отношениях описанию Павлом этих двух типов жизни, нам следует отметить одно важное обстоятельство. Дело в том, что пока человек не родится свыше, став христианином, у него нет иного выбора, нежели жить по плоти, жить жизнью, порождаемой плотью. То «добро», которое может проявляться в каждом человеке, на деле является лишь подобием добра, попыткой плоти исполнить закон Божий. В глазах же Самого Бога оно ничуть не лучше зла, исходящего от той же плоти, но напротив, таковым и является. С другой стороны, лишь рождение свыше предоставляет человеку возможность жить в духе, так что это не происходит само собою. Даже истинный христианин может зачастую демонстрировать лжеправедность плоти, но когда он учится жить по вере, то обнаруживает в себе проявление духа.
Во Втором Послании к Коринфянам (3:7-11) Павел дает четыре замечательных примера того, насколько различно проявляются в нашей обыденной жизни влияние плоти и влияние духа. Когда мы научимся распознавать, какая из сил действует в нас, мы сможем научиться и тому, как перейти от плоти к духу.