Чудо перерождения Павел описывает как внезапный свет, вдруг воссиявший во мраке ночи. Свет нельзя ни услышать, ни осязать, ни ощутить, но вместе с тем его невозможно ни с чем спутать. Его можно увидеть, и благодаря свету мы вообще способны видеть мир вокруг. Недаром Павел говорит, что обращение ко Христу «просвещает нас познанием славы Божией».
Но христианство – это больше чем просто обращение, это вся наша жизнь, которую мы должны прожить в этом мире, не уклоняясь от истины и не сдаваясь, при постоянном противодействии со стороны плоти внутри нас и дьявола снаружи. И это нелегко. Но жизнь наша хотя и трудна, на самом деле замечательна. Апостол Павел пишет, что будет в жизни христианина, помимо его обращения:
«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам»
(2 Коринфянам 4:7).
Простые сосуды
В этом стихе заключены два чрезвычайно важных момента: здесь дается описание сущности человека как такового, а также раскрывается первоначальный замысел Божий. Начинает Павел с того, что показывает, с чем Бог имеет дело, а именно – с сосудами: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…» Этот образ не раз возникает на страницах Священного Писания. Возможно, сами вы никогда не думали о себе как о сосудах, но в библейском представлении о человеке это понятие занимает очень важное место.
Для чего вообще предназначены сосуды? Они делаются для того, чтобы что-то в себе содержать, а когда в них ничего нет, мы говорим, что сосуды пусты. В этом и заключается смысл этого стиха: он напоминает человеку, что тот был сотворен как сосуд, предназначенный для хранения чего-то.
Но чего же? Этот вопрос о смысле и сущности бытия волнует человечество от начала времен. Библия дает на это несколько неожиданный ответ: мы созданы, чтобы внутри нас был Бог. Слава нашего человеческого су-ществования в том, что мы были сотворены для того, чтобы в нас пребывал Господь Всемогущий; наша человеческая природа неразрывно связана с Божеством, «…се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними… и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откровение 21:3-4). Этим прославляется природа человека.
Таким образом, жизнь без Бога можно справедливо назвать пустой. Такая жизнь действительно пуста, ибо она лишена самого главного, ради чего, собственно, и была задумана. Психолог Карл Юнг сказал когда-то, что нынешний мир страдает «неврозом опустошенности». Мы видим вокруг себя множество опустошенных людей, у которых за внешней оболочкой занятости и заинтересованности скрывается отчаянная пустота.
Разбитые сосуды
Интересно также отметить, что в данном стихе мы названы не просто сосудами, а «глиняными сосудами», то есть сделанными из очень непримечательного, малоценного материала. Несмотря на обширные возможности человека и на его притязания на великую мудрость и непревзойденный ум, он должен смиренно признать себя ответственным за все те ужасные проблемы, от которых сегодня задыхается мир. Без Бога человек не что иное как обычный глиняный горшок, к тому же нередко надтреснутый.
Бывают, впрочем, разные виды глины. Некоторые люди, как тонкий фарфор, очень хрупки. Но несмотря на то что у них очень изысканная фактура, — это всего лишь вид глины. Есть люди, похожие на высохшую на солнце грязь, которая рассыпается от малейшего прикосновения. Иные прочны и упруги, а другие податливы и мягки. Но все это – обыкновенная глина, и все это – обыкновенные люди.
Христианин же — это не пустой сосуд. Внутри него сокрыто нечто, вернее, Некто, названный сокровищем. И это не просто сокровище, но «преизбыточная сила». Таков должен быть человек по замыслу Божию. Ценность представляет не сам сосуд, но его содержимое, то великое сокровище, та преизбыточная сила, подобной которой не знают люди.
Тайное сокровище
Второй важный момент в этом стихе — это мысль о том, что Бог предназначил даже обыкновенным людям быть обладателями несметных богатств и огромной силы. Но при этом очевидно, что и богатства эти, и сила «приписываема Богу, а не нам». Мы видим все тот же знакомый принцип: «Все исходит от Бога, а не от меня». Так устроил Господь, чтобы Его великая сила, мудрость и любовь проявлялись в обычных, казалось бы, ничем не выдающихся людях:
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы по-срамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее,– для того, чтобы, никакая плоть не хвалилась пред Богом»
(1 Коринфянам 1:27-29).
Самое замечательное во всем этом то, что Павел говорит здесь не о каких-то абстрактных, чисто умозрительных, хотя и прекрасных вещах. Он говорит о вполне реальном, выхваченном из самой жизни явлении. Ведь действительно, в каждом верующем таятся несметные сокровища и необыкновенная сила. Описывая свое служение Колоссянам, Павел говорит:
«Которым [святым] благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы»
(Колоссянам 1:27).
Осознание уже в этой жизни славы Божией, уготованной для нас Господом, дает нам надежду на познание того, как черпать из этих внутренних богатств и укрепляться от этой внутренней силы. Эти богатства и эта сила — Христос в нас! Это сокровище настолько бесценно, что мир все бы отдал за право владеть им. В нем заключена тайна познания собственного предназначения. Люди не скупятся на огромные расходы в своих тщетных попытках найти это сокровище и пустить его на удовлетворение своих житейских интересов. «Христос в вас» — вот тот забытый секрет истинной человеческой природы; когда человек раскрывает его для себя, жизнь его обогащается безмерно. Именно это знание направило Павла на путь благовествования, и он называет это «неисследимым богатством Христовым», и вы поймете почему, когда сами увидите, как одинокие, опустошенные, замкнутые на себе люди медленно, но верно превращаются в любящих, радушных, духовно целостных и счастливых людей.