В соответствии с тем, что мы обсуждали в предыдущей главе, становится ясно, что суд Божий происходит в нашей жизни уже сейчас.
«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»
(1 Коринфянам 11:31-32).
Жизнь вечная уже владеет нашим духом и постепенно завоевывает и нашу душу. Таким образом, судилище Христово, которое есть часть вечности, уже началось. И по мере того как мы продвигаемся по нашей христианской жизни, мы все больше и больше учимся понимать, что то, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лука 16:15). И постепенно мы начинаем оценивать себя в соответствии с этим принципом. Мы учимся быть послушными слову Христову, учимся молиться и поститься, делать пожертвования в тайне, помня, что Бог, видящий все тайное, воздаст нам. Если же мы вершим все свои дела напоказ, то людская награда будет единственной, которую мы получим.
Павел говорит об этом в Первом Послании к Коринфянам так:
«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня»
(1 Коринфянам 3:11-15).
Дерево, сено, солома — это легковоспламеняющиеся материалы и все произрастают из земли. Это прекрасный образ для дел плоти, которые коренятся в нашей естественной жизни, вследствие чего и отвергаемы Богом. Золото же, серебро и драгоценные камни материалы невоспламеняющиеся и хотя тоже извлекаются из земли, но землей не являются. Это еще один удачный образ, но на сей раз для дел Духа, которые одни только могут выстоять в огне и быть приемлемы в глазах Господа.
«Страх Господень», который Павел связывает с праведным судилищем, исходит из осознания человеком сущности Бога, Который знает, что никому не удастся Его обмануть или ввести в заблуждение. Страх этот исходит из понимания того, что Бог видит нас такими, какие мы есть, и поскольку Он не лицеприятен, то нам не стоит рассчитывать на какое-то особое отношение и поблажки с Его стороны. Нам не помогут наши бурные мольбы и слезы в надежде, что Он изменит ради нас Своим принципам и по-особому оценит нашу жизнь. Все наши объяснения и оправдания, такие веские в наших собственных глазах и в глазах окружающих, даже не посмеют слететь с наших губ пред неизменным величием Божиим. Суда Его не избежать и не опротестовать. Под ярким светом этих любящих глаз все притворство исчезнет, и мы увидим самих себя такими, какими Он все время видел нас: «Тогда познаю подобно тому, как я познан» (1 Коринфянам 13:12).
Жизнь впустую
Все это вдохновляет Павла «вразумлять людей». Он не хочет, чтобы жизнь его прошла впустую. Он прекрасно понимает, что с его живым умом, сильным и властным характером, с его даром убеждения он мог бы занять в глазах мира, да и многих христиан, весьма влиятельное положение, сделаться преуспевающим человеком, стяжать себе людские славу и уважение. Он обладал дарованиями, способными вознести его на любую вершину, которую он пожелал бы покорить. Но чего бы это все стоило пред судилищем Христовым? Ничего! Все это оказалось бы пустой тратой времени и сил. Как Павел писал галатам, это объяснялось бы простым «желанием хвалиться по плоти», и оно сгорело бы в огне в одно мгновение, как обычное дерево, сено или солома.
Для Павла жизнь – это гигантское поприще, проверка на долготерпение, которую он стремится выдержать, соревнуясь не с людьми, а с самим собой. Главная его цель, к которой он неумолимо приближается, — это смерть, желание «разрешиться и быть со Христом», наградой же ему будет ожидающая его слава воскресения. Смысл же прохождения этого поприща заключается в том, чтобы делать каждый шаг, полагаясь исключительно на силу Духа Святого, а не на силу собственной плоти. «Для меня жизнь – Христос» – говорит Павел. Как-то однажды я побывал на одной массовой евангелизации. Возвращаясь домой, я увидел перед собой в автобусе молодого человека, который тем вечером вышел вперед и публично раскрыл свое сердце для Иисуса Христа. Я заговорил с ним о том, какова будет его новая жизнь, и вскользь упомянул, что теперь он не будет больше бояться смерти. Он же повернулся ко мне и сказал (и, думаю, вполне откровенно), глядя мне прямо в глаза: «А я никогда и не боялся смерти. Хотите, я скажу вам, что меня действительно пугало? Я всегда боялся прожить жизнь впустую». Мне кажется, подобный страх сидит в каждом из нас. И заложен он был в нас Самим Творцом. Никто не хочет, чтобы жизнь его прошла зря. Когда мы приходим к полному пониманию того, по какому принципу оценивается наша жизнь, мы сознаем, как велика эта сила, помогающая нам стремиться к добру и сторониться зла. «Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям». Так вразумлял Павел коринфян жить подобно ему, в ярком свете судилища Христова.