В Писании есть и другие упоминания о том удивительном явлении, когда время исчезает. Например, в Откровении 13:8 об Иисусе сказано, что Он есть «Агнец, закланный от начала мира». Однако мы знаем, что распятие произошло в конкретный момент человеческой истории, то есть мы точно знаем, когда был заклан Агнец Божий. Так почему же тогда в Библии о конкретном историческом событии говорится, будто оно случилось уже «от основания мира»? Там не говорится, что Агнец был уготован для заклания от начала мира, но был именно заклан уже тогда. Таким образом, получается, что распятие есть непрерывный процесс, происходящий и во времени, и в вечности. Во времени это событие давным-давно свершилось, в вечности же оно совершается непрерывно.
Так же обстоит дело с воскресением и со вторым пришествием Христа. Когда христианин умирает, он переходит из царства времени и пространства в царство безвременья, в это таинственное Божественное ТЕПЕРЬ, где каждый, по мере своей духовности, испытывает всю полноту этих вневременных событий. Но второе пришествие — это все-таки тоже событие историческое, которое обязательно произойдет во времени, когда Церковь Божия станет совершенной и когда время закончится. Возможно, это имел в виду Господь, когда говорил:
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут»
(Иоанн 5:25).
В связи с этим у некоторых может вызвать недоумение место из (Откровение 6:9-11, где Иоанн описывает в своем видении души убиенных за слово Божие, вопиющих к Господу: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» В ответ сказано им было, чтобы они еще немного подождали, пока не дополнится число убиенных мучеников. Все это указывает, что и на небесах существует некое понятие времени, раз существует необходимость ожидания чего-то в будущем. Как же объяснить это с той точки зрения на время и пространство, которую мы представили выше? Дело, видимо, заключается в том, что сам Иоанн был все же человеком, живущим на земле в пространстве и времени. Поэтому нужно было, чтобы то, что он увидит на небесах, было передано ему земным языком, при помощи понятных ему символов. Ими наполнена вся книга Откровения. В первой главе, например, Иоанн видит Иисуса Христа. Однако вряд ли в действительности волосы Его белы как снег, а ноги подобны халколивану, и вряд ли обоюдоострый меч выходит из уст Его — все это просто символы, означающие для Иоанна власть, мудрость и славу Господа Иисуса в Его небесной ипостаси. Таким же образом и то видение о душах под жертвенником означает беспокойство и поддержку братьям, все еще живущим на земле. Все передано в пространственно-временных образах для того, чтобы Иоанн, а вместе с ним и мы, мог лучше понять это.
Возможно ли возвращение?
Пожалуй, можно отметить еще одну особенность нашей вечной жизни. Те, кто перешел из времени в вечность, могут при желании вновь возвращаться назад во время, оставаясь, впрочем, невидимыми. Именно так поступал Иисус во время Своего сорокадневного служения после воскресения. Быть может, для пребывающих в вечности время подобно книге на полке. Мы можем брать эту книгу и открывать ее наугад, входя во временную последовательность любого эпизода в повествовании и находиться в том мире сколько нам угодно. А потом мы ставим книгу на место и возвращаемся в своем сознании назад, к нашей реальной жизни. Может быть, подобно этому могут поступать и те, кто пребывает в вечности: избрать какой-нибудь период истории и войти в него, прожить его, будучи, однако, незримым. Все это, конечно, всего лишь предположение и, возможно, оно никогда и не подтвердится, но, по крайней мере, оно соответствует библейской идее о том, что наше воскресшее тело будет свободно от многих ограничений, которые накладывает на нас наша плоть.
Одно только можно сказать наверняка: Павел с нетерпением ожидал того дня, когда он совлечет с себя «земную хижину», чтобы облечься в «жилище небесное». И говоря, что это будет «тело духовное», он не имел в виду, что, как полагают многие, оно будет состоять из духа, то есть будет чем-то кажущимся и нематериальным, но что это будет тело, полностью подчиненное духу, специально для этого и сотворенное. И если сейчас мы говорим: «Дух желает, да плоть слаба», то потом мы будем говорить: «Дух желает, и плоть соответствует его желаниям. Так вперед же!» Возможно, цитата из книги К.С. Льюиса поможет нам лучше разобраться в этом:
«Заповедь «Будьте совершенны» — не пустая идеалистическая фраза и не повеление совершить невозможное. Он [Бог] собирается превратить нас в создания, способные исполнить эту заповедь. Он сказал в Библии, что мы — «боги», и собирается сделать Свои слова реальностью. Если мы позволим Ему сделать это (ибо при желании мы можем и помешать), Он превратит самого слабого и отталкивающего из нас в бога или богиню – в бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, радостью, мудростью и любовью, каких мы теперь и представить не в состоянии,– в безупречное зеркало, в совершенстве (хотя, конечно, в уменьшенном масштабе) отражающее для Бога беспредельность Его могущества, радости и благости. Процесс превращения долог и временами весьма мучителен, но в нем — единственная цель нашего существования. Это то, что нам предстоит,– не меньше. То, что Он сказал, Он сказал всерьез» (К.С.Льюис. Просто христианство. Чикаго, 1990. С. 198-199).
Да, нечто прекрасное ожидает нас впереди, нечто настолько необычное и отличное от чего бы то ни было, с чем мы прежде имели дело, что это не поддается описанию. Однако это нечто настолько великолепно и славно, что, даже если тихонько шепнуть об этом, трепет ожидания наполнит всю вселенную. Все это чудесно отображено в Послании к Римлянам:
«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих»
(Римлянам 8:18-19).