Действительно, это еще не конец, и впереди нас ожидает нечто прекрасное! Все в Священном Писании указывает на это: промысел Божий в нас не ограничивается рамками этой жизни. Подлинное христианство, как мы его понимаем, – это не пустая религиозность, надежда на теплое местечко там, на небесах. Христианство напрямую связано с нашей земной жизнью, со всеми ее трудностями и проблемами, с печалями и радостями. Но есть в христианстве еще нечто очень важное, что, как считает Павел, укрепляет нас в нашей уверенности и дерзновении:
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно»
(2 Коринфянам 4:16-18).
Павел ясно говорит, что всеми теми неприятностями, которые выпадают на нашу долю, мы приготовляемся еще к чему-то, столь безмерно славному, подобного которому мы в нашей жизни никогда не испытывали. Это можно выразить словами поэта Роберта Браунинга, написанными столетия спустя:
Давай будем вместе стареть! Лучшее ждет впереди: Это – жизни нашей конец, ради которого – вся наша жизнь. В этом — надежда каждого христианина. И это не просто надежда на жизнь после смерти, это нечто большее. Все, что происходит с нами в этой жизни, напрямую связано с тем, что будет с нами потом и что, в сущности, нашими же страданиями и приготовляется. Таким образом, нет ничего бессмысленного или бесполезного в нашем опыте, но, напротив, все происходящее с нами, в конечном итоге, важно и необходимо для нашего будущего.
Внутренняя красота
Апостол Павел отмечает три момента, существенных для нас как верующих, которые показывают, что нас ожидает впереди. Прежде всего, это наше постепенное обновление. «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Здесь Павел резко противопоставляет старение человеческого тела, связанный с этим упадок сил и приближение смерти с возрастанием в мудрости и любви, которые характеризуют дух, пребывающий в Господе. В благочестивой старости есть своя особая красота, которой нет у молодости: при немощном и больном теле – зрелость и величие духа.
Так что же, собственно, происходит? Внешний наш человек проигрывает битву, силы молодости слабеют и уходят, на нас накатывается тьма. Но внутренний наш человек тянется к свету, он растет и крепнет в своей красоте, и вот приходит день. И это духовное обновление – еще один способ описать Новый Завет в действии. «Все исходит от Бога, а не от меня». Закон греха и смерти разрушает тело, закон же Духа, жизни во Христе обновляет человеческий дух и душу «от славы в славу». Когда мы видим, как этот удивительный процесс происходит в нас самих или в людях вокруг, мы еще больше убеждаемся, что впереди нас ожидает нечто действительно прекрасное.
Испытания, едва ли достойные упоминания
Далее апостол Павел прямо заявляет, что именно наши трудности и испытания уготавливают для нас эту будущую славу. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Хотя, наверное, Павел здесь немного кривит душой, говоря о «кратковременном и легком страдании», если прочитать, что он пишет ниже:
«От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единомышленников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»
(2 Коринфянам 11:24-27).
И все это Павел называет «кратковременным легким страданием». Но он не жалуется и потому так спокойно все воспринимает, что помнит такое, о чем мы с вами часто забываем. Он знает, что после всех этих мучительных испытаний для нас уготована «в безмерном преизбытке… слава», к которой приводят эти страдания.
Возможно, это поможет лучше понять слова Иисуса, сказанные Им Своим ученикам перед самым исходом: «Я иду приготовить место вам» (Иоанн 14:2). Из этого таинственного заявления может показаться, что на небесах еще не все было готово к приему гостей, и надо было еще что-то доделать. Но если соотнести эти слова со сказанным Иисусом чуть позже – «…а если пойду, то пришлю Его [Дух Святой] к вам» (Иоанн 16:7),– то можно сделать предположение, что Христос приготавливает ученикам Своим место, посылая им Духа Святого, Который, придя, даст им силу противостоять любым жизненным трудностям («притесняемы, но не стеснены… низлагаемы, но не погибаем») и в великой тайне искупления обратит во славу каждое из этих испытаний.
Итак, страданиями производится слава и приготавливается место для нас; все это творит Христос по-средством Духа Святого.
Бесценные оковы
Существует одна трогательная история, восходящая ко временам гонений на первых христиан в III – IV веках. Рассказывают, что один престарелый святой муж много лет просидел в темной и мрачной темнице, скованный цепями и кандалами. Когда же на престол взошел император Константин, тысячи христиан были отпущены на волю, среди которых был и этот святой. Желая вознаградить старика за долгие годы заточения, император велел выдать ему столько золота, сколько весили его оковы. Так, чем тяжелее были его цепи, тем большая награда ожидала его при освобождении. Павел же говорит в своем послании о еще большей награде. Он говорит, что мера славы непостижимо велика: «в безмерном преизбытке». Мы часто говорим о «мере ответственности», имея в виду не столько бремя этой ответственности, сколько способность выполнить трудную задачу. И в этом своеобразном вызове, который таится в «безмерном преизбытке славы», открываются великие возможности для тех, кому она уготована.
Таким образом, становится ясно, что впереди нас ожидает нечто совершенно великолепное. Не только наше каждодневное обновление предполагает, а наши настоящие страдания приготавливают его, но оно обеспечено нам самой природой и сущностью веры, ибо «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:18). Павел говорит здесь простую вещь: видимое этой жизни есть лишь преходящее проявление невидимой, но существующей действительности. За любой преходящей формой стоит некая реальность. Но поистине важна не преходящая форма, а вечная реальность. Следовательно, главное в жизни – не подстраиваться к изменчивым формам, а всегда держаться вечно пребывающей истины. О том же говорится и в Послании к (Евреям , глава 11: «Верою Авраам… ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог… Верою Моисей… оставил Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя невидимого, был тверд».