«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется»
(Матфей 13:20-21).
О тех же, кто принял слова обличения проповеди Петра, сказано, что «они умилились сердцем» (Деяния 2:37).
Тот же контраст можно наблюдать и в наши дни. Многие с удовольствием слушают прекрасную, изысканную проповедь, которая показывает ораторское мастерство или интеллектуальную мощь проповедника, но, как правило, не обращается к совести слушателей. Такую проповедь принимают с одобрением, но она никого не побуждает смириться перед Богом или приблизиться к Нему. Пусть же верный слуга Божий (не особенно заботящийся о своей репутации блестящего оратора) доносит учение Писания до своих слушателей, помогает им смотреть сквозь его призму на свой характер и поведение, открывает печальные свидетельства падения даже лучших из Божьих людей. И хотя слушатели, возможно, возненавидят проповедника, найдутся те, которые по-настоящему возблагодарят его за проповедь, заставившую их сокрушаться перед Богом и воскликнуть: «О, горе мне, грешному!». То же происходит и тогда, когда мы в уединении читаем Слово Божье. Я получаю истинное благословение, когда Святой Дух открывает его мне таким образом, чтобы я увидел и почувствовал свою внутреннюю испорченность.
Обратите внимание на слова, сказанные пророком Иеремией:
«Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей»
(Иеремия 31:19).
Знакомы ли вам подобные переживания? Сокрушается ли ваше сердце, когда вы изучаете Слово Божье, испытываете ли вы желание смириться перед Богом? Испытываете ли вы потребность ежедневно раскаиваться перед Богом после того, как Писание откроет вам глаза на ваш грех? Пасхального агнца вкушали с «горькими травами» (Исход 12:8). Поэтому, если мы действительно хотим питаться Словом Божьим, оно должно вначале вызвать в нас ощущение горечи, и уже после этого станет сладким для нашего сердца. Обратите внимание на порядок, описанный в книге Откровение:
«И я подошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед»
(Откровение 10:9).
Таков извечный порядок: утешению предшествует скорбь (Матфей 5:4), а славе — смирение (1 Петра 5:6).