В Новом Завете для христиан немало написано о мире и их отношении к нему. Евангелие приводит ясное описание сущности мира и предупреждает об опасности, исходящей от него. Святое Божье Слово – это небесный свет, освещающий тьму этого мира (2 Петра 1:19). Его божественные лучи представляют вещи в их истинном свете, вскрывая и обнаруживая пустую привлекательность и мишуру, в которые облачены многие ценности мира. Мир, который отнимает так много времени, поглощает столько денег и сил, столь привлекательный для его слепых почитателей, на самом деле назван «врагом Бога». Поэтому детям Божьим запрещено сообразовываться с ним и обольщаться его ложным блеском.
Настоящая тема нашего разговора ни в коем случае не является менее важной, чем все остальные, а потому серьезный читатель, несомненно, обретет благодать Божью, определив свое положение в отношении этого вопроса. Одно из данных нам Богом наставлений звучит так: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2). Поэтому каждому из нас надлежит честно и искренне испытать себя в свете Писания, чтобы определить, какое отношение к написанному мы имеем. Нам не следует довольствоваться тем, что мы увеличиваем наше интеллектуальное познание Писания; прежде всего, нам необходимо заботиться о нашем практическом духовном росте и стремиться преображаться в образ Христа. Одним из критериев определения нашего духовного положения в данном аспекте может быть ответ на вопрос: «Становлюсь ли я в результате чтения и изучения Писания менее мирским?».
Один поэт написал такие строки: «Когда на небесах правит Бог, на земле водворяется порядок». С одной стороны, это – благодатная истина, а с другой – абсолютное заблуждение, поскольку «весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19). Но только сердце, просвещенное сверхъестественным светом Духа Святого, способно осознать, что то, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лука 16:15). Мы должны быть очень благодарны за это, потому что в этом случае мы можем увидеть, что наш мир – это гигантская подделка, пустая безделушка, ничтожество, которое должно однажды сгореть в огне.
Перед тем как мы пойдем дальше в наших рассуждениях, давайте определим, что это за мир, который христианам запрещается любить. Не много слов, записанных в Священном Писании, имеют столь широкий диапазон значений. При тщательном рассмотрении контекста, в котором они использованы, значение каждого отдельного слова становится очевидным. «Мир» – это система или порядок вещей, замкнутый в себе. Никакой элемент извне в эту систему не допускается, а если и проникает, то незамедлительно ассимилируется и поглощается средой. «Мир» – это падшая человеческая природа, проявляющая себя в человеческой семье, которая приспосабливается к рамкам общества, но согласуется со своими личными амбициями. Это четко организованное царство «плотского разума», враждующее с Богом и не подчиняющееся закону, да и неспособное подчиняться ему (Римлянам 8:7). Всюду, где «плотский разум» проявляет себя, возникает царство мира, поэтому «мирской» – это «живущий в мире, где нет Бога».