Простое «произнесение» молитвы утром и вечером кажется скучной работой, и тяжелой обязанностью, и мы испускаем вздох облегчения, когда ее выполнение остается позади. Но приходить в присутствие Божье сознательно, созерцать славный свет Его лица, общаться с Ним у престола благодати – это уже предвкушение вечного блаженства, ожидающего нас на небе! Тот, кто испытал радость такого переживания, может вместе с псалмопевцем сказать: «А мне благо приближаться к Богу!» (Псалом 72:28). Это благо для сердца, ибо оно успокаивается; это благо для веры, ибо она укрепляется; это благо для души, ибо она благословляется. Коренная причина всех безответных молитв лежит в недостатке нашего общения с Богом. «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Псалом 36:4).
Что же под благословением Святого Духа производит в нас радость в молитве? Во-первых, это сердечная радость в Боге как Объекте нашей молитвы, и особенно признание и исповедание Бога нашим Отцом. Так, когда ученики просили Господа Иисуса научить их молиться, Он сказал: «Молитесь же так: Отче наш…» (Матфей 6:9). И еще: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Галатам 4:6). Это означает сыновнюю, святую радость в Боге, такую, которую испытывают дети по отношению к своим родителям, выражая ее в самых нежных словах. Поэтому в Послании к Ефесянам нам вновь говорится для утешения сердец и укрепления веры: «Потому что чрез Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Ефесянам 2:18). Какой мир, уверенность, свободу дает нашей душе осознание возможности приближаться к Отцу!
Во-вторых, радости в молитве способствует сердечное понимание и видение духовным взором Бога, сидящего на престоле благодати. Этот вид или перспектива открывается не плотским воображением, а духовным просвещением, ибо верой мы «видим Невидимого» (Евреям 11:27). Вера – это «уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Вера делает свой объект реальным и ощутимым для верующего человека. Это созерцание Бога, восседающего на престоле, не может не привести в трепет нашу душу. Вот увещевание для нас: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16).
В-третьих, и это следует из последнего приведенного места Писания: свобода и радость в молитве поддерживаются через осознание того, что Бог через Иисуса Христа желает и готов излить благодать и милость на молящихся грешников. Он не испытывает к нам неприязнь, которую нам приходилось бы преодолевать. Он более готов давать, чем мы – получать. Именно таким Он представлен пророком Исаией: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас…» (Исаия 30:18). Да, Он ждет, чтобы Его взыскали, чтобы пришли к Нему с верой, на которую Он мог бы ответить благословением. Его ухо всегда открыто, чтобы услышать вопль праведного.
А посему «да приступаем… с полною верою…» (Евреям 10:22), и «…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:6-7). Тогда мы обнаружим, что мир, превосходящий всякое разумение, сохраняет наши сердца и помышления во Христе Иисусе.