«…мы не знаем, о чем молиться, как должно…» (Римлянам 8:26).
Как мало христиан, которые действительно согласны с этим! Обычно считается, что люди хорошо знают, о чем им следует молиться; проблема же – в их лености и испорченности, и поэтому они не молятся о том, о чем обязаны молиться. Однако это утверждение находится в прямом противоречии с богодухновенными словами, записанными в Послании к Римлянам. Следует обратить внимание на то, что это уничижающее плоть заявление относится не только к мирским людям вообще, но и к святым Божьим, к которым апостол, не сомневаясь, присоединил и себя: «…мы не знаем, о чем молиться, как должно». Если таково положение возрожденных, то что можно сказать о невозрожденных людях! Однако, одно дело – прочитать и понять разумом то, что говорит этот стих, и совсем другое – переживать это на практике. Ведь сердце должно осознать, что то, чего Бог требует от нас, Он Сам должен произвести в нас и через нас.
Я часто читаю молитвы. Но истинно ль я молюсь?
Желаньям моим сокровенным отвечает ли то, что шепчу?
Я мог бы начать поклоняться каменным, мертвым богам,
Коль к Богу живому дерзаю молиться лишь на словах.
Прошло много лет с тех пор, как мать – ныне она уже с Господом – научила автора данной книги этим строкам, но их глубокий смысл вновь и вновь доходит до моего сознания. Без прямого руководства Святого Духа христианину молиться не легче, чем, например, создать мир. Так и должно быть, потому что настоящая молитва – это осознание духовной нужды, пробужденное в нас Духом, так что мы просим Бога во имя Иисуса Христа о том, что согласно с Его святой волей. «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоанна 5:14). Если же мы молимся о чем-либо, не соответствующем Его воле, то это уже не молитва, а требование. Конечно, Божья воля открыта нам в Его Слове, но совсем не так, как, например, рецепты приготовления пищи описаны в поваренной книге. В Писании нередко отражены принципы, выполнение которых требует от нас постоянных духовных упражнений и Божьей помощи. При этом Бог показывает нам применение этих принципов в различных обстоятельствах и ситуациях. Итак, мы получаем пользу от чтения Писания, когда это показывает нам нашу нужду в просьбе: «Господи, научи нас молиться…» (Лука 11:1), и побуждает нас просить о ниспослании нам духа молитвы.