Эти люди удивляли меня. Мы были студентами и жили в одном общежитии. Я сам привел их ко Христу и был убежден, что они настоящие верующие. Но едва я укреплялся в этом мнении, как они разрушали мое спокойствие то словом, то явно неподходящим для христиан поступками. Мои товарищи как-то не соответствовали моему представлению о том, каким должен быть христианин. Они были «настроены не на ту волну». Я метался между ними как та наседка-гусыня из сказки. Мне было боязно, не вывел ли я каких-то лебедей.
Однако через год без колебания я считал их истинными верующими христианами. Они знали, во что верили и знали, куда стремились в жизни. Единственно чем я могу объяснить эту перемену, это то что на протяжении прошедших месяцев мы все постоянно изучали Писание, как по одиночке, так и вместе.
Друг, о котором я особенно беспокоился, был Саша, высокий добродушный атлет, человек теплый, готовый помочь людям, он в то же время нередко оказывался незнающим. Как-то раз, под влиянием внезапного побуждения, я дал ему книгу о необходимости ежедневного изучения Библии, и после этого мы не встречались шесть месяцев.
Когда же я увидел его, то был поражен. То же самое лицо. То же самое телосложение. Но совершенно другой человек.
Я забыл о той книге, но Саша не забыл. «Она изменила мою жизнь, — сказал он серьезно, — по крайней мере ежедневное изучение Библии и молитва изменили ее». Шесть месяцев назад он подобные слова ни за что бы не произнес.
Уже много лет Саша работает миссионером. Я не удивляюсь этому. Писание не скрывает, что творит в нас глубокие перемены. «Как новорожденные младенцы, — пишет Петр, — возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2).
В первой главе я писал, что, когда вы стали христианином, естество Самого Бога пронизало вас. Вы были рождены свыше. Я также писал, что духовная жизнь, как и телесная, имеет особенные нужды для своего развития. Одна из них — истина. Если вы будете впитывать истину Священного Писания, ваша духовная жизнь будет процветать. Как говорит Петр, вы будете возрастать, питаясь молоком Слова.
Однако, истина Священного Писания — нечто больше, чем молоко. Она разнообразна по составу и сущности и, соответственно, по степени усвояемости. Чем больше вы развиваетесь духовно, тем легче усваиваете «твердую пищу» Священного Писания. «Твердая» истина укрепляет крепких христиан.
Писание также дает четкие моральные правила, по которым должно жить. Они не всегда будут выражены в прямой форме, то есть, не объясняют в каждом случае что делать и чего не делать. Бог дал Священное Писание в таком виде, чтобы оно могло служить моральным руководством людям любой культуры, живущим в любом веке, в любом моральном климате.
Ваше представление о добре и зле (независимо от того, называете ли вы это чувство «совестью», «сознанием» или еще чем-либо) развито вашим воспитанием и моральным влиянияем окружающей среды. Если вас воспитали родители-трезвенники, вас будет тревожность, если вы начнете пить, независимо от того, как с моральной точки зрения вы оцениваете пьянство. Члены некоторых диких племен убивают людей и чувствуют себя при этом вполне добродетельными. Мы едва ли согласимся с ними в этом вопросе. Возможно, вы даже ставите под сомнение само существование абсолютного добра и абсолютного зла.
Но они существуют. Сам Бог является абсолютным стандартом добра. И хотя местные обычаи имеют важное значение на местах, все же моральные абсолюты в структуре вселенной существуют. Как их найти? Можно ли дать своей совести новые ориентации?
Священное Писание проливает свет на мораль потому, что оно являет нам Самого Бога. Изучайте его, будьте готовы заплатить цену послушания, и, верьте, хаос постепенно сменится порядком.
«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему»
(Псалом 118:9).
Но Писание способно и на больше. Истина освобождает. Писание не только укажет вам на нравственные законы, но и освободит вас для исполнения этих законов. Именно это отличает Писание от других этических систем, которые бессильны помочь борящемуся. Вы, может быть, не ощутите сразу полного благодетельного влияния Библии, но со временем она все больше и больше будет формировать ваше поведение.
«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою»
(Псалом 118:11).
Перемена не произойдет без конфликтов. Дьявол существует. Ваши привычки на его стороне, и он будет активно мешать вашим попыткам жить так, как того хочет Бог. Согласно апостолу Павлу самое эффективное орудие для отражения его нападок «…меч духовный, который есть слово Божие» (Ефесянам 6:17). Знание Писания неоценимо при встрече с силами тьмы.
Священное Писание имеет и другие функции. Оно способно сделать вас мудрым, мудрее всех тех, кто вас окружает, мудрее даже ваших учителей. Заметьте, я не сказал, что вы будете знать больше, но вы будете мудрее. Мудрый человек — тот, кто может видеть разницу между тем, что важно и что несущественно, ориентируется в жизни и знает, как поступать в каких-либо обстоятельствах.
В университетах немало людей, которые производят впечатление на окружающих своими малоразумительными речами. Есть там также люди блестящего ума. Но мудрых людей не так уже и много. «Я стал разумнее всех учителей моих; — писал псалмопевец много лет назад, — ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню» (Псалом 118:99-100).
Надо понять: мудрость делает человека скромным и открытым для учения. Мудрость, которую Бог дает через Писание, вовсе не толкает вас цитировать стихи из Библии в качестве аргумента против аргументов профессора биологии. Такие действия вызываются наоборот фанатизмом и наивностью, а не благочестивой мудростью.
Позже я буду говорить о руководстве в жизни христианина и о том, какую роль в этом играет Священное Писание. Псалмопевец, которого я уже цитировал, писал: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105). Разумеется он говорил о стезе моральной, а не о географической. Я хочу повторить замечание, которое я сделал, говоря О молитве. Библия — не гороскоп. Не пробуйте вычитывать в Священном Писании таинственные инструкции для своей повседневной деятельности.
Библия также не является успокаивающим лекартсвтом. Она не транквилизатор. Но читайте ее и вы обретете душевный мир. «Велик мир у любящих закон Твой…» (Псалом 118:165). Успокаивающие лекарства притупляют ваши чувства. Священное Писание этого не делает. Оно дает мир, указывая вам, как разрешить любые внутренние конфликты, которые этот мир нарушают.
Мир — нечто большее, чем отсутствие беспокойства. Это положительное чувство, возникающее благодаря внутренней гармонии. Мир, который можно нарушить внешними обстоятельствами, это не мир. Божий мир, который возрастает вместе с вашим пониманием Писания, невозможно нарушить неуверенностью и опасностью. Это тот ясный мир, который римские христиане несли в сердце, навстречу голодным львам на древних аренах. И сегодня восточно-европейские христиане идут в ссылки, на мучения и готовы переносить угрозы своим семьям только потому, что обладают миром; которым одарил их Бог. Это чувство, которое исходит из понимания того, что Бог управляет всем, что вы принадлежите Ему, а хаос и неуверенность, окружающие вас, представляют собой только рябь на поверхности реального мира.
Такого рода умиротворенность улучшает и ваше физическое самочувствие. Он является «питанием для костей твоих».