Повторю вкратце сформулированные выше принципы. Сущность свидетельства заключается в правильном объявлении того, что вы испытали на личном опыте. Притворное свидетельство – это плохое свидетельство; честная, открытая позиция – фундамент истинного свидетельства. Нам трудно свидетельствовать, прежде всего, потому, что мы не умеем быть открытыми. Поэтому мы хватаемся за любые легко применяемые методы для свидетельства.
Однажды мне попалась книга, описывающая такие методы. К инструкции были приложены фотографии. (Прием 36: положите вашу левую руку Биллу на правое плечо, как показано на рисунке 4. Смотрите ему прямо в глаза. Ваши действия должны быть уверенными, но мягкими. Если он не смотрит вам в глаза, скажите: «Билл, посмотри на меня». Когда вы встретитесь с ним взглядом, скажите: «Билл, позволишь ли ты мне рассказать, как много значит для меня Иисус»?)
Я никогда не забуду то утро, когда решил быть насколько возможно более простым и искренним с другими. Я принял это решение, не думая о перевороте, который произойдет отныне в моей манере свидетельствовать. Но не прошло и часа, как я уже вел серьезную беседу о Христе. И через пару суток я видел как другой обратился к Христу. Я не прикладывал при этом никаких особых стараний, не пытался свидетельствовать или «приобрести» душу. Но тот разговор и то обращение оказались прямыми результатами моего стремления быть подлинным.
Надо признаться: «быть подлинным» ежеминутно и ежечасно нелегкое дело. Быть подлинным значит быть свободным выражать ваши истинные чувства. Я говорю «быть свободным выражать чувства» для того, чтобы напомнить вам, что самовыражения не является высшим благом в жизни. (Совершенный человек – не тот, кто всегда дает нам знать, что он чувствует. Такого человека мы скорее воспримем как нечувствительного грубияна).
Быть подлинным вовсе не значит, что можно красть, когда вам это захочется или убивать, когда придете в ярость. Это означает лишь, что следует быть свободным для выражения своих чувств, когда это уместно. Но чаще всего мы не умеем быть сами собой, потому что мы боимся. Страх закрывает наши уста тогда, когда мы должны говорить, обязывает нас кривить губы в улыбке, в то время как мы раздражены, заставляет произносить «да», когда мы хотим сказать «нет». Быть подлинным значит быть свободным от порабощающего нас страха.
Христос хочет дать вам такую свободу. Бог принял вас без маски. То, что думают о вас другие не имеет никакого значения, если вы уверены в Божьей любви. К сожалению, от старых привычек трудно избавиться, и если вы похожи в этом на меня, то вам придется хорошо потрудиться, чтобы обрести подлинность. Для этого нужна вера и смелость – качества, обязательные для свидетельства.
Почему вы смеетесь, услышав непристойный анекдот? Потому только что он смешон? (Бывают, впрочем, и смешные). Или потому, что боитесь, что вас примут за слюнтяя? Может быть, не хотите смущать рассказчика? Обстоятельства бывают разные. Порой никакой отклик вообще не нужен. Если не находите анекдот смешным, не смейтесь притворно. Если же требуется отклик, можно сказать: «Знаешь, я не хочу тебя слушать. Половые отношения – штука прекрасная. Но я отношусь к этому серьезно. Может быть, даже слишком серьезно, чтобы шутить на такую тему». Ваш ответ, если он искренен, может проложить путь к дальнейшему более серьезному разговору.
Любой разговор, даже шутливый и раздраженный, неизбежно превращается в свидетельство, если у вас есть смелость оставаться самим собой, поскольку Христос для вас важен. Вы не должны ломать голову над тем, как начинать свидетельство. Просто ведите себя естественно.
Быть подлинным значит быть истинным в чем-то и быть верным кому-то. Вы должны быть верны Иисусу Христу, Который стал высшей реальностью в вашей жизни. Вы не должны отказываться от Него, так же, как вы не должны скрывать свои слабости.
Сущность честности для христианина заключается в преданности не только истине вообще, но Истине с большой буквы. Это означает не отрекаться от Христа. Это значит, что ваша жизнь отныне будет строиться на том завете, который вы заключили друг с другом. Каждый ваш поступок, каждая мысль и каждое слово оказываются теперь истинными или лживыми в зависимости от того, согласуются ли они с этим заветом.