А теперь немного теологии.
Когда вы стали христианином, Бог не просто простил ваши грехи. Он сделал вас праведным. Он, Судья мертвых и живых, объявил: «Не виновен!» Теперь Он относится к вам, как к существу абсолютно праведному. Нет, Он не обманывает Себя относительно вас. Но ваша рука находится в руке Христа, Который искупил вас Своей кровью. «Он – Мой!» – восклицает Иисус. – «Я заплатил за каждое его преступление». «Хорошо! – приходит ответ с трона. – Я действительно посылал тебя страдать за таких как он. Впредь да будет мир между Мной и им. Добро пожаловать, искупленный Мой сын; твои грехи покрыты, я о них не буду больше вспоминать».
Процесс, благодаря которому вы объявлены праведным и благодаря которому заключили мир с Богом, называется оправданием.
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1).
Но Бог не только оправдал вас. Он освятил вас. Не удовлетворившись тем, что Он объявил вас праведным, Он принялся делиться с вами Своей святостью. Вы можете выразить сомнение: «Я далек от святости и только мечтаю об освящении. Одно дело знать, что я оправдан, и совершенно другое утверждать, что я освящен». Однако Священное Писание настаивает на другом. Оправдание и святость как бы две стороны одной и той же медали. Если не постигните их неразрывную связь, вы не сможете наслаждаться ни миром оправдания, ни радостью и свободой освящения. Разделить их значит нанести непоправимый урон обеим сторонам. Обдумайте следующие стихи.
Гордой, ведущей себя весьма рискованно коринфской церкви Павел пишет:
«От Него (Бога) и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»
(1 Коринфянам 1:30).
И еще:
«…3а них Я посвящаю Себя, – говорит Иисус – «чтобы и они были освящены истиною»
(Иоанн 17:19).
«…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова»
(Ефесянам 5:25-26).
«Который (Христос) дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам»
(Титу 2:14).
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды…»
(1 Петра 2:24).
Заметьте, как тесно освящение, искупление и оправдание связаны вместе. Нет даже намека на их разделение. Разделение существует в умах христиан, а не на страницах Священного Писания. В самом деле, церковь в Послании к Евреям определяется как: «освящаемые», а Христос как: «освящающий» (Евреям 2:11).
Выше я объяснил значение слова «освящение». Повторяю. Бог, освятив вас, совершил два действия. Действием Духа Святого Он отделил вас для Своего личного исключительного употребления. Кроме того, Он начал приспосабливать вас для Божественной работы, с помощью Духа Святого делать вас святым человеком.
Наиболее ободряющая книга, которую я когда-либо встречал на тему о святости, называлась «Божий путь святости». Написал ее Горациус Бонар. Вот цитата из предисловия к этой книге.
«Путь мира и путь святости идут бок о бок; или, вернее, это один путь. То, что дарует мир, дает и святость; и тот, кто берет одно – берет другое тоже. Дух мира есть Дух святости. Бог мира есть Бог святости.
Если кому-то кажется, что пути эти расходятся, значит, что-то не в порядке с тем учением, которое воображает их расходящимися, или с человеком, в жизни которого происходит нечто подобное.
Они начинаются вместе; точнее, настолько близко друг к другу, что никакой глаз, кроме Божественного, не может заметить разницу. Однако, будет точнее сказать, что мир идет перед святостью, и является ее родителем. Это то, что духовные лица (богословы) называют приоритетом по природе, но не по времени. Это означает, что разница между двумя началами в данный момент времени так мала, что не может быть замечена нами, что не делает, однако, эту разницу менее отчетливой и реальной.
Они, однако, не являются самостоятельными. Между ними существует жизненно важная взаимосвязь, одно дополняет другое… так как мир является необходимым для производства … святости, а святость – необходимой для сохранения и углубления мира. Кто утверждает, что он имеет мир в то время, как он живет в грехе, тот «лжец и нет в нем истины». Тот, кто думает, что он имеет святость, хотя он не имеет мира, пусть задумается правильно ли он понимает, что Библия говорит об одном и о другом».
Много лет я бился над тем, как вести святую жизнь. Посещал разные духовно назидательные конференции в различных странах и получал советы, которые, как правило, противоречили друг другу, и временную помощь различного рода. Я прочел все книги о святой жизни, которые только мог достать. Подчас я ощущал, что переживаю перемены в своей жизни, и мне казалось, что я, наконец, обрел секрет освящения. Но я не мог удержать этот секрет, как не мог удержать в кармане солнечного зайчика. Когда несколько дней спустя после очередной большой перемены я начинал повторять слова, которые еще недавно вызвали у меня драгоценное понимание, то находил, что эти слова больше не производят на меня никакого эффекта. Газированная вода выдохлась. Обретенная «истина» стала плоской, и бесполезной.
Если бы единственным результатом попыток «освящения» оказалось признание, ее недостижимости, я, может быть, остался бы, даже доволен. Но я потерял покой. Я чувствовал себя христианином, но при этом был подавлен ощущением вины и неудачи. Как мог Бог принимать такого грешника?
Будучи миссионером, я несколько раз видел один и тот же сон, который отражал мой внутренний конфликт. Я видел себя окруженным кучами медицинских книг в ночь перед экзаменом на получение звания врача. Большинство из них я никогда до этой ночи не открывал. Во сне же я бегло листал эти тома, в надежде получить в одну ночь знания, которые следовало накоплять годами. Я знал, разумеется, что моя задача недостижима. Ночь безжалостно приближалась к концу, а я успевал просмотреть только три или четыре книги. Отчаяние охватывало меня. Я боролся с удушающим чувством обреченности и просыпался, дрожа, весь в поту, с тяжелой депрессией.
Я не понимал в те годы, что между миром и святостью (или между оправданием и освящением), о которых пишет Бонар, существует тесная связь. Временами, когда я читал определенные отрывки в Новом Завете, мысль эта начинала слабо брезжить, но отрывки не давали мне необходимого целостного понимания проблемы. Только позднее я с удивлением обнаружил, что освящение приходит благодаря оправданию, а святость приходит благодаря миру, и что разделить их – значит изувечить и то, и другое.
Покойный епископ Райл изложил эту мысль более конкретно:
«И мир, и святость можно обнаружить в одном и том же человеке. Те, кто оправданы, всегда освящены, а те, которые освящены – всегда оправданы. Бог соединил оба качества вместе, и они не могут быть разъединены. Оба проявляются в одно время. Как только человек оправдан, он тут же оказывается освященным. Он может этого не чувствовать, но такова реальность».
Объясню, как этот принцип работает в моей жизни. Хотя внутренне я знал, что оправдан верой, я редко извлекал пользу из этого знания. Я волочился по жизни, сгибаясь под бременем собственной виновности. Часто у меня не хватало желания исполнить самые простые христианские обязанности (хотя обычно я их старался исполнять) из-за тяжелого чувства вызванного неумением привести в порядок свою жизнь. Как исповедовать один и тот же грех сотни раз? Где моя искренность? Пройдя несколько раз через «освящающие переживания», посвятив все Христу, пребывая в Нем, отдавшись Духу Святому и доверив Богу совершить во мне то, чего я не мог сделать сам, я, тем не менее, никак не ощущал в себе святости. Мое положение казалось безнадежным.
Свет забрезжил для меня тогда, когда я осознал, наконец, что я прощен, очищен, принят, оправдан 6лагодаря тому, что Христос сделал для меня, а не в ответ на ту или иную глубину моей отдачи Богу. Я проповедовал эту благую весть неверующим двадцать пять лет, но сам никогда ее полной сладости не вкусил. Облегчение пришло, когда я осознал, что был прощен и любим, и это сняло бремя с моего духа. Я увидел, что я освобожден, чтобы стать святым. К своему удивлению я обнаружил тогда, что хочу жить святой жизнью больше, чем грешить. Прощение предоставило мне делать то, что мне больше всего хотелось.
Не могу сказать, что грех с того времени исчез из моей жизни. Но теперь, чувствуя себя виновным, я возвращаюсь к кресту нашего Господа Иисуса. Я иду не стыдясь. Я не ищу особых чувств и не стремлюсь высокого уровня благочестия. Я понимаю, что мир и прощение не зависят от силы моего благочестия, но лишь от Христа и от того, что Он сделал. Чем больше я верой славлю Бога за Христа и Его завершенную работу, тем больше ощущаю себя освобожденным для святости. Не скажу, что прежде я понимал учение совсем неправильно, но теперь я вижу, что не доходил до корня проблемы.
Я не достиг совершенного освящения. Я начал непрерывный процесс обучения. Более всего это напоминает обучение вождению парусной лодки. Я уже рассказывал о нашей маленькой парусной лодке, которая летает по воде, как птица и опрокидывается по любому поводу.
Мы плаваем на ней по озеру, где порывистый ветер часто меняет направление. Я опрокидываюсь по десяти раз в день. Но я учусь. Каким-то образом начинаю справляться с ветром, водой и парусом. И если меня выбрасывает за борт, а лодка опрокидывается, я влезаю в нее снова и снова. Я покрыт с головы до ног синяками, но я не обращаю на это внимания. Я становлюсь матросом.
Таким же образом я учусь святости. Было время, когда я обращался ко кресту за прощением, испытывая лишь стыд и унижение. В моем унижении содержался элемент самомнения. Сейчас я иду ко кресту с радостью. Это основной принцип святой жизни. Запыхавшись, покрытый синяками, я вскарабкиваюсь на борот моей выровненной лодки и плыву дальше, славя моего Искупителя. Я учусь плавать на парусной лодке. Я учусь быть святым.
Новое сознание Божьей милости и сострадания ободряет меня. Хотя грех от этого не становится менее греховным, новый взгляд изменил мое отношение к осуждению. Раньше, когда я обнаруживал свою вину, я испытывал упадок духа. Сейчас я хвалю Бога. «Благодарю, что Ты сказал мне об этом, Господи» – вот мой благодарный и искренний ответ. «Как Ты добр, что Ты продолжаешь говорить со мной!» Я обнаружил, что Дух Святой, как Инструктор, обучающий плаванию под парусом, показывает мне мои недостатки, чтобы я мог учиться быстрее и опрокидываться не так часто. Более того, Его милосердие при облечении делает постоянное общение с Ним намного легче. Он обличает не для того, чтобы осудить меня, но для того, чтобы привлечь меня назад к Себе. Это содействует, милое моему сердцу, непрерывному общению с Богом. Я могу забыть Его на несколько часов, но, вспомнив, обнаруживаю, что Он рядом и как всегда привлекает меня для общения.
Если у вас все еще есть сомнения относительно взаимосвязи между оправданием и освящением, обдумайте следующие факты:
1. Когда вы были оправданы, вы впервые увидели грех в конкретных его проявлениях. Освящение началось. Оно повлияло на ваше моральное восприятие.
2. Сразу же после обращения вам, на какое-то время, стало легче преодолевать соблазны. Освобождение от чувства вины дало вам силы сохранять свою чистоту.
3. После оправдания, у вас появилось активное стремление к праведности и чистоте, и большее желание следовать им. Это опять– таки произошло потому, что ваше освящение началось.
Вы не предвидели однако того, что, после благоприятного начала, начнется период напряженной борьбы и мрачных неудач. Помять характер этой борьбы очень трудно, ибо мы не осознаем, что Дух Святой и наши грешные наклонности никогда не достигнут компромисса между собой.
Вы были оправданы, и вы были освящены. Но возникла какая-то заминка в процессе освящения. Как можно ее преодолеть?