В наши дни модно говорить о смерти. Психиатры, доктора, медсестры, общественные работники, пасторы-консультанты, все они посещают лекции и читают книги о психологии смерти. В прошлом умирающий пациент был окружен фальшивыми улыбками ободрения и шепотом за занавеской о приближающемся конце. Он чувствовал себя покинутым и одиноким, зная, что его близкие просто притворяются и сам подчас играл фальшивую роль и притворялся вместе со всеми. Сегодня врачи прямо говорят пациенту, что ему осталось от двух до четырех недель жизни, чтобы привести свои дела в порядок.
Некоторые мужчины и женщины пропускают эти слова мимо ушей. Шок слишком силен. У одних реальность превращается в нереальность, a друг слабых, фальшивая надежда, приходит на помощь. Для других это смертоносный удар. Выслушав приговор, они падают на колени, потом медленно встают больные, слабые, безнадежные. Помню верующего коллегу, знавшего, что он умирает, который сказал мне: «Я уже смирился с этим». Но его глаза были опущены и плечи устало поникли. В нем не было радости. Мы не могли понять друг друга, ибо, сидя в кровати и разговаривая со мной он, вместе с тем, пребывал на расстоянии многих световых лет.
Теплые воспоминания остались у меня о медсестре среднего возраста, которая умирала от белокровия. Она назвала точный диагноз болезни с почти озорной улыбкой. «Ну как ты себя чувствуешь?» – спросил я.
«Ты это знаешь так же хорошо, как и я, – сказала она, глядя мне в глаза, – у меня остается от трех до шести месяцев. Я чувствую себя лучше после переливания крови. Вероятно хватит сил переделать еще немало дел».
«Каких, например?»
«Я давно хотела научиться играть на пианино. Достаточно освоить хотя бы один или два гимна. Мы купили пианино, и я начну учиться на следующей неделе. Приятно также будет побыть дома с детьми. Ведь мне не нужно будет теперь работать, и я смогу проводить с ними больше времени. И, – глаза ее загорелись, – я думаю, что мой муж и я, перед тем как я умру, сможем предпринять небольшое путешествие».
Слушая все это, мне хотелось одновременно смеяться и плакать.
«А как твой муж?»
Ее глаза на миг омрачились.
«Я не знаю. Это меня волнует больше всего. Будет ли он бояться прикасаться ко мне? Спать со мной? Я не хочу, чтобы он меня боялся. Кроме того…» – она отвела глаза в сторону. Я взял ее за руку.
«Я благодарна, что ты пришел меня навестить. Мне так хотелось поговорить».
И она говорила. Радостно, реалистично, мечтательно и даже с юмором. «У меня была хорошая жизнь». Ее сердце было наполнено благодарностью Богу. Она твердо решила извлечь из последних недель все, что Бог ей предлагал здесь, на земле. Для нее последний враг был уже побежден.
Я знаю старушку, которая также может быть отнесенной к числу победителей. «Не позволяйте им вставлять в меня трубки и продлить мою жизнь, – умоляла она меня. – Бог добр ко мне, и я счастливее сейчас, чем когда-либо раньше. У меня здесь столько причин для радости. Но я готова оставить все это. И впрямь … хорошо оказаться с Ним навсегда. Так что пообещайте мне, что вы не позволите им…». Я пообещал.
Иногда книга Тома-а-Кэмпи «Имитация Христа» меня раздражает. В чем-то он бесконечно прав, однако по временам совершенно упускает суть. Тем не менее его глава о смерти прекрасна. «Думайте ежедневно о вашей собственной смерти», – советует он нам. Смотрите своему врагу в глаза. Способны ли вы на это?
Джон Донн посвятил книгу («Молитвы») размышлениям о смерти. Ее сложная, но прекрасная форма очаровала меня и изменила мою жизнь. Джон Донн так успешно боролся, что победил страх смерти. Когда ему пришло время умирать, он аккуратно разложил свой саван, с полным самообладанием лег, скрестил молитвенно на груди руки, и радостно и мирно умер.
Эта книга не место для обсуждения доктрины смерти. Вы ведь знаете, что надежда верующего исходит от Христа, Который победил смерть, с тем, чтобы Его последователи могли пройти физически через порталы смерти и за порогом ее быть физически воскрешенными.
Попробуем разобраться с вопросом о страхе смерти. Вы не можете бороться с врагом, которого вы боитесь. Бог-Сын стал смертным человеком именно для того, чтобы освободить нас от страха смерти.
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь 6ыли подвержены рабству»
(Евреям 2:14-15).
Он принял на Себя смертную плоть, чтобы ради вас испытать смерть, уничтожить господина смерти и построить широкий, крепкий мост через пропасть, по которому вы могли бы ступать бесстрашно.
Прошедши сквозь ад, Он ад низложил; Не знавший греха, Он грех сокрушил Был в гроб низведен, Но оковы его разорвал И смертию смерть попрал.
«Как в Адаме все умирают, – пишет Павел, – так во Христе все оживут… первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. A затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу… ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть»
(1 Коринфянам 15:22-26).
Она побеждена, но еще не истреблена. Мы уничтожим ее по-другому. Смертное тогда оденется в бессмертие, и вы, как и я, удивитесь, что когда-то что-то заставляло нас дрожать перед нашим последним врагом.
Вы можете, однако, победить смерть и сейчас. Не позволяйте ее страху преследовать вас. Взгляните на годы (кто знает сколько их будет?), что остались у вас до прихода смерти. Чего бы вы, как солдат, хотели бы достичь за это время? Победитель смерти и ада держит свою руку на вашем плече. «Это Я, – Он говорит вам, – не бойся. Смотри, у Меня есть оружие для тебя. Дай Мне застегнуть твои латы и показать тебе, как пользоваться мечом. Если ты ухватишься за него крепко, твоя рука будет меньше дрожать, и вскоре твой страх совсем исчезнет Держись ближе ко Мне. Хотя Я всегда в центре битвы, Я бы хотел, чтобы ты был рядом со Мною, а не где-то далеко. Иди, следуй за Мной, Мой солдат. Следуй за Мной сейчас».
… Что касается меня, (Джона Уайта), то мне пришло время покинуть вас, дорогой читатель. Я не хотел бы говорить «Прощайте», a предпочел бы, если бы это было возможно протянуть руку через бумагу и дотронуться до вас. Мое желание эгоистично, хотя и исходит из глубины моего существа. Будет лучше, если вы отвернетесь от меня и обратитесь к Иисусу, вашему Победителю. Мы можем встретиться на поле битвы или по ту сторону ее, но сейчас важнее всего, чтобы мы оба приковали наши взоры ко Христу, а не друг к другу.
Я посылаю вас в битву и молюсь за вас, с надеждой, что когда-нибудь вы сами повторите слова старого человека, прикованного к римскому солдату:
«Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его»
(2 Тимофею 4:6-8).
Да будет так.