Что бы мы ни делали, семья остается здоровой ячейкой только в том случае, если ее члены относятся друг к другу так, как это предначертано Богом. Семья не предназначена быть ни демократией, ни диктатурой, ни экономическим союзом в аграрном обществе. Общественные перемены могут изменить ее размер, или ее связи с окружающим миром, но ничто не изменяло и никогда не изменит сущности ее природы.
Семья существует потому, что Бог сотворил людей для жизни семьями. Что бы ни говорили предсказатели будущего, одно неоспоримо: перестав жить семьями, люди перестанут быть людьми, они станут менее подобными человеку, а более подобными муравьям. Я делаю это заявление опираясь на Библию, а не на науку. Единственно, что известно науке, (будь то антропология, социология, или психология) — это то, что происходит с семьями сейчас а также и то, что может с ними произойти. Но ученые не могут ответить на вопрос, что должно происходить, так как не знают, что такое нормальная семья. Они знают лишь, какой обычная семья представляется в данной культурной обстановке. Представление нормальности лежит за пределами компетенции науки. Нормальность предполагает цель и план, о которых наука ничего не знает.
Бог не единичен; Он троичен.
Как ни трудна для понимания природа Троицы, мы можем быть уверены, что не люди изобрели ее из страха и в поисках безопасности, как полагают неверующие. Те, кто говорят, что человек создал себе Бога, который должен играть роль отца, забывают, что Бог, насколько Он открыт нам, является не только Отцом, но Тремя-в-Одном. Эту идею трудно понять, не говоря уже о том, чтобы придумать ее.
Однако Он открывается нам как Отец; и созданный по Его подобию человек, награждеи также природной способностью вступать в личные взаимоотношения. Семья может удовлетворять свои основные биологические нужды. Она может при этом вступать в культурные и экономические контакты с окружающими, но эти нужды и контакты значительно менее важны, чем мы предполагаем. Семейный союз отражает то, чем Бог является в Своей сущности.
Создав человека, Бог четко опредедил основы семейных взаимоотношений. Чтобы осуществлять Божий план в семье, нужно полностью соответствовать своей роли: ребенка, жены, родителей так, как она задумана Автором сценария. Нет более эффективного пути, чтобы свидетельствовать вашей семье, или быть Божьим посланцем перемены и исцеления в ней. И помните, ваша личная роль, какой бы она ни была, не дает вам права быть судьей и критиком.
Перед тем, как стать психиатром, я участвовал в так называемых «семейных консультациях». Так как я был знаком с библейской точкой зрения на роли членов семьи, то часто говорил отцу, мужу или жене что именно требуется от них согласно Библейскому сценарию. Очень скоро я привык к банальному ответу, который как правило звучал приблизительно так: «Библия говорит, что я должен любить свою жену, но Библия также говорит, что жена должна повиноваться мне. А она этого не делает. Я стану исполнять свою роль только после того, как она начнет исполнять свою».
Я называю эту реакцию: «Да — Но…». С небольшими вариациями такого рода ответ можно услышать от любого члена семьи. Он означает лишь, что ни один член семьи не готов выполнять свою роль как это должно, пока другие члены семьи не выполняют свои.
Если каждый член семьи должен убедиться в удовлетворительном исполнении ролей со стороны всех остальных членов семьи, или даже одного из них, то в такой ситуации дом становится полем бесконечных ссор и сражений. Преданность каждого члена семьи всему сообществу становится временным и хрупким. Никакая устойчивость при этом невозможна. А между тем сущность семейных отношений как раз состоит в том, что, подобно Божьему отношению к нам, она должна быть построенна на неуклонной взаимной преданности. Только твердая и безусловная обязательность членов семьи по отношению друг к другу ведет к подлинному взаимопониманию. (К сожалению, и она этого взаимопонимания не гарантирует).
Во имя преданности Богу, ради Hero, вы должны играть ту роль, которая предназначена вам в вашей семье. He следует при этом обращать внимание на то, как исполняют свои роли другие члены семьи. Такова основа христианской преданности. Близкие могут отказаться от вас. Семья может вас выгнать. Но пока они вас не выгнали, вы обязаны исполнять роль, данную вам Богом (роль отца, сына, жены, матери, мужа или любую другую). Даже если семья распадется, надо быть готовым возобновить исполнение своей роли мгновенно, как только для этого возникнет малейшая возможность.
Каждая человеческая роль исполняется с учетом других ролей. В отличие от балета, в семье не делают пируэты в одиночку. В супружеском «па-де-де» необходимо взаимное повиновение одного партнера другому. Главные па мужа — это любовь и жертвенность, тогда как главные па жены — покорность и почтение (Ефесянам 5:21-33). Эти шаги должны постоянно репетироваться для того, чтобы представление было гармоничным.
Отсутствие гармонии в семьейном «танце» возникает из-за негибкости и прозаичности мышления людей XX столетия. Мы смешиваем равенство с тождеством, и когда мы как будто просим одно, на самом деле, просим другого. Результатом является не па-де-де, a какое-то однообразное, серое и неудовлетворяющее нас топтание на месте.
В некоторых семьях этот танец превращается в соревнование, где каждый супруг старается показать себя 6олее умелым, знающим, более одаренным. В этом случае с партнерами то и дело случается беда: они спотыкаются, и падают на пол в то время как должны были бы поддержать друг друга.
Буду более конкретным. Бог не делает мужа ответственным за покорность жены, или жену ответственной за любовь мужа. Каждый должен выполнять роль, предуготованную для него. Если второй партнер в танце терпит неудачу, это совместная вина хореографа и режиссера.
Поэтому, предоставьте Богу Самому разбираться в недостатках вашего партнера (партнерши). Сосредоточьтесь на своих личных па. Если вы муж, любите и жертвуйте. Делайте это, какие бы разочарования вас не постигапи. Если вы жена, исполняйте танец покорности и почтения с изяществом и самоотдачей до тех пор, пока это возможно. Если вы сын или дочь, почитайте родителей. Будьте послушны, разумеется, если послушание это не означает непослушания Богу. Говоря: «Если бы ты знал моих родителей, то не призывал бы почитать их», вы играете в игру: «Да — Но…». Почитайте их потому, что хотя сами они, может быть, плохо представляют Бога на земле, но они, тем не менее, это делают. Почитайте их также потому, что вы теперь принадлежите Христу, а Он хочет, чтобы вы это делапи.
Я мог бы и далее описывать роли отца, матери, и детей согласно библейскому сценарию. Но вы вероятно уже поняли, что я хочу сказать. Конечно, найдутся люди, которые спросят: «Не пустое ли все это дело и не призываю ли я упражняться в мазохизме?»
Если бы даже они были правы, мы должны продолжать наш танец согласно сценарию. В этом, однако, нет ничего от мазохизма; выполняя волю Бога, вы чаще всего ощищаете радость, а не боль. Такое поведение с вашей стороны может даже дать сильный эффект. В семейных отношениях есть что-то, похожее на чувство танцовщика, который реагирует на прекрасное исполнение роли партнером. Откликаясь на совершенство и красоту увиденного нами искусства, мы чувствуем желание вступить в танец только ради его волшебства. Недавние горечь и обида исчезают и наши ноги начинают оживать. Поэтому, когда он танцует умело, энергично и непринужденно, она начинает чувствовать внутреннюю тягу следовать ему. Конечно партнерше потребуется какое– то количество времени, чтобы привести себя в движение, но она не сможет в конце концов удержать порыва, который пробудился в ней (1 Петра 3:1-2).
Но независимо от того, откликнется ли ваша пара или нет надо помнить: хореограф написал сценарий для вас. Танцуйте его. У вас возможно будет соблазн самому пофантазировать о том, какую семью вы бы хотели иметь. Такие фантазии лучше бы обратить в молитвы. He исключено, что большая часть неудача в вашей семейной жизни возникает от того, что у вас есть собственная программа жизни, тогда как у Бога она совсем другая. Главная цель Бога не в том, чтобы вам было приятно жить в вашей семье. Скорее Он хочет, чтобы из перенесенных потрясений вы извлекли урок на будущее. Но возможно Его планы включают нечто о чем вы и вообще понятия не имеете.
Как отец, Иаков был огорчен и обижен. Мы не знаем сам ли он способствовал зависти своих сыновей по отношению к Иосифу. Но похоже, 4то отдавая явное предпо4тение Иосифу, он вел себя неразумно. Когда дело завершилось трагедией и когда позже второй его любимец Вениамин тоже, казалось, был потерян, мы могли бы сказать, что Иаков вроде бы получил воздаяние, которого заслуживал. Но ведь, как отец, он страдал. Где же был в это время Бог?
В самых смелых мечтаниях, Иаков не мог себе представить как завершится вся эта история; как Иосиф спасет народы от голода. Из человеческой зависти, ненависти и жадности Бог соткал генеральный план благодеяний для миллионов людей. В результате, пройдя через все испытания, и сама семья Иакова непостижимым образом, оказалась восстановленной и обрела внутреннюю гармонию.
Я не могу обещать, что ваши маленькие семейные трагедии обернутся спасением для западной цивилизации, но я знаю, что у Бога есть широкие планы, в которые включен и ваш семейный круг. Я также знаю то, что Он извлекает добро из зла, и что Он озабочен вашей печалью и вашей болью. Поэтому не цепляйтесь мертвой хваткой за задуманный вами семейный проект. Поручите будущее Богу и доверьтесь Ему.