Читатель вероятно уже заметил, что до сих пор я не дал простой формулы как же получить руководство в жизни. Ни наши желания, ни наша одаренность не являются убедительным и безошибочным критерием в данном случае. А также и ни одна из трех вещей внесенных в заглавие: совет, обстоятельства или шерсть.
Избавимся сначала от наименее важных из них. Начнем с истории об овечьей шерсти.
В ранние годы Израильского поселения в Ханаане четко организованной общественной администрации не существовало. Не было центрального правительства, и учение об Иегове, содержащееся в книге Моисея, было мало доступно народу. Давление враждебных племен, окружавших израильтян, временами заставляло их объединяться под руководством вождя или судьи. Роль такого освободителя и судьи (Судей 6:11-40), одно время была поручена Богом молодому человеку по имени Гедеон.
Гедеону было показано видение, призывавшее его освободить Израиль. Вы, возможно, предположили бы, что видение окончательно решило дело. Но руководство с помощью видения содержит такие же трудности, как и любая другая форма руководства. Очевидно, Гедеон чувствовал себя неуверенно. Было ли то видение действительно от Бога? Себя Гедеон считал малоподходящим кандидатом на роль вождя. После того, как прошло несколько дней, и яркость видения ослабевала, наверно исчезла и уверенность Гедеона. Видение поддержало его в сопротивлении идолопоклонству в собственном доме, но чтобы решиться повести армию против иностранных захватчиков, ему нужно было что-то более существенное.
Помолясь, он разложил «стриженую шерсть» на ночь на гумне своего отца, прося, чтобы в знак подтверждения Божьей воли Бог покрыл шерсть росой, а землю вокруг оставил сухой. Бог сделал точно так, как Гедеон просил.
Но Гедеон не был удовлетворен, и, извиняясь, попросил Бога повторить знамение, но теперь уже иначе – чтобы земля к утру оказалась влажной от росы, а шерсть осталась сухая. Бог опять исполнил его просьбу.
«Шерсть Гедеона» стала основой обычая, распространенного среди некоторых христиан. В сущности, когда вы «расстилаете шерсть», вы говорите Богу: «Если Ты действительно хочешь, чтобы я выполнил план А, то, пожалуйста, сделай так, чтобы телефон зазвонил в 9:10 вечера, тогда я буду знать, что план А является тем самым, чего Ты хочешь» (в качестве «шерсти» можно использовать все, что вы хотите, если только это может послужить вам «знамением»).
Но оставим «шерсть». Если вы никогда не прибегали к такому приему, не употребляйте его и теперь. Если употребляли – перестаньте. Объясню почему.
Бог был терпелив и милостив с Гедеоном. С одной стороны, Гедеоново раскладывание шерсти представляло собой какой-то странный вид веры, ибо он требовал в качестве знамения что-то противоречащее закону природы. Большинство современных раскладывателей шерсти – люди не столь рискованные. Они не требуют снега в августе или того, чтобы солнце остановилось на месте, но избирают что-то в пределах возможного. Но, в любом случае, у Гедеона было намного меньше возможностей для познания Божьей воли, чем у нас. Он, вероятно, никогда не видел книг Моисеевых или книги Иисуса Навина. Он, может быть, даже не знал, как Бог вывел Свой народ из Египта. Его собственный дом был центром идолопоклонства. Мы, с другой стороны, имеем Священное Писание, и постоянные разъяснения Духа Святого. Нигде в Библии нет больше примеров похожих на раскладывание шерсти. Мне кажется, что христианам неуместно вести себя так, как это делал полуязычник Гедеон.
Но посмотрим на это с другой стороны. Гедеон прибег к научному методу, хотя и в его примитивной форме. За его молитвой о шерсти крылось следующее рассуждение: «Если действительно Сам Бог говорил со мной, и если Он хочет, чтобы я вел Израиль, тогда Ему не трудно показать еще одно чудесное знамение, чтобы убедить меня»
Но беда в том, что знамение не убедило Гедеона. Когда Гедеон поднимал шерсть, отяжелевшую от воды, сомнения начали вновь терзать его. Возможно, это было совпадение. Возможно, шерсть иногда действительно намокает, когда не выпадает роса. Возможно, кто-то намочил ее. (Вспомните: Гедеон готовился к битве, и очень многое зависело от мокрой шерсти).
Но каковы бы ни были психологические причины Гедеона для просьбы о повторном знамении, дилемма носила вполне научный характер. Эксперимент прошел успешно, но, может быть, факт объясняется другой гипотезой.
Я считаю, что христианину не годится вести себя как полу-язычнику, и также неуместно задумывать грубые научные эксперименты, в которых Бог выступает как бы частью эксперимента. Возможно такие христиане-«экспериментаторы» не осознают, что они делают, но это действительно то, к чему это сводится. Получается вроде просьбы: «Пожалуйста, Боже, прыгни в коробочку и исполни мою просьбу».
В этом приеме есть и другая серьезная ошибка. Надо им считать телефонный звонок знамением, если он прозвенел в 9:11 вечера? В 9:30 или 9:20? Я хочу всем этим оказать, что если Слово Божье не достаточно убедительно для вас, шерсть тоже оставит вас в сомнении. Вы ищете руководства, а смотрите не в ту сторону. И таким образом неизбежно будете снова и снова сбиваться с пути.
Ища совета у старшего и более мудрого, вы окажетесь на более твердой почве. Однако и тут существуют определенные правила. Во–первых, не избирайте в качестве советчика человека, который как вы уверены, скажет только то, что вам хочется услышать. Ищите того, кто достаточно мудр и зрел, чтобы осветить вашу проблему так, как вы, может быть, и не додумались бы. Во-вторых, не позволяйте вашему советчику предпринимать за вас какие-то действия. Вы должны иметь личные отношения с Богом, а не через посредника. Решение должно быть вашим и только вашим. Не думайте об одобрении человека, с которым вы советуетесь. Вам предстоит отвечать перед Богом, а не перед вашим советником.
Ценность хорошего совета заключается в том, что вам дают дополнительные факты, или взгляд на известные уже факты с другой стороны. Конечно, удобнее если бы советник сразу сказал, что надо делать, но, может быть, придется поступить как раз вопреки данным советам. Это не значит, что вы даром потеряли время: внимательно и осторожно обдумать все стороны проблемы всегда полезно. Тем не менее, ответственность перед Богом лежит на вас. Если бы другой мог принимать решение за вас, то, в случае неудачи, вы бы могли обвинять его и тем самым уйти от ответственности. Не стремитесь к этому. Ищите совета, но ответственность за принятие решения относительно воли Божьей пусть всегда будет вашей.
Внешние обстоятельства могут подсказать, что вам делать, а могут и не подсказать. Если у вас есть зонтик и пойдет дождь, вам не нужно специального указания чтобы открыть его. Если в доме холодно, вы включаете отопление.
Но внешние обстоятельства не должны сами руководить поведением христианина. Дверь может быть заперта, и на ней написано «Входа нет», однако этих обстоятельств не достаточно для того, чтобы остановить меня, если я знаю, что за этой дверью лежит раненый. И я и вы были бы правы, если бы взломали эту дверь, чтобы помочь человеку.
Но так обстоит дело, когда перед нами те обстоятельства, которые мы замечаем. Могут, однако, существовать обстоятельства, которых мы не знаем, и существование которых коренным образом меняет всю картину. Когда Иисус предпринял последнее путешествие в Иерусалим, Его ученики пытались остановить его, указывая на неблагоприятные обстоятельства. Они знали, что Он будет подвержен в Иерусалиме опасности. Но Иисус руководился другими обстоятельствами, о которых ученики не имели понятия. Он шел, зная, что будет распят и что Его смерть обеспечит грешникам искупления.
Всем нам было бы намного легче ориентироваться в этом мире, если бы мы всегда знали все обстоятельства. Но так как это невозможно, приходится принимать некоторые здравые решения вопреки известным нам обстоятельствам, а другие – в соответствии с ними.
Было бы неправильно заключить из всего вышесказанного, что в определении воли Божьей, обстоятельства никакой роли не играют. Их всегда надо принимать во внимание, хотя бы потому, что они определяют чего будет стоить ваше решение. Но обстоятельства не могут быть единственным критерием. Как справедливо говорят некоторые исследователи, обстоятельствам следует придавать меньше веса, чем моральным соображениям. Если, например, я думаю о покупке велосипеда, я должен взвесить все обстоятельств и «за» и «против». За покупку рекомендация доктора, который посоветовал мне больше упражняться; то обстоятельство, что некоторые из моих друзей имеют велосипеды и уговаривают меня поехать с ними в путешествие; кроме прочего, у меня есть деньги на велосипед. Но одновременно покупка означает, что я не смогу отдать долг моему другу Генри, которому срочно нужны деньги. Это последнее обстоятельство перевешивает все другие. Я должен уплатить долг и обойтись без велосипеда. Мое моральное обязательство перед Генри превыше всех других.