Можно предположить, что христианин, который так делает любое дело с полной отдачей, автоматически становится свидетелем своему Господу. Такое отношение к работе должно пробуждать в людях интерес и вызывать серьезные раздумья.
Но в западном христианстве существует также едва уловимое искажение этой истины. Оно заключается в том, что лучше всего убеждает наш успех. Свидетельство верующего студента будет иметь вес только если он получает одни пятерки. Человек может свидетельствовать о Христе наилучшим образом с высоты занимаемого им положения. Лучший спортсмен обладает могучими возможностями для прославления Спасителя; успех верующего миллиардера убеждает необращенных миллионеров в том, что Иисус реален и силен.
Силен сделать что? Сделать нас всех отличниками? Но если исходить из этого принципа большинство последователей Иисуса являются неудачниками и навсегда такими останутся. Вдова, которая положила в сокровищницу две лепты, в сегодняшней христианской иерархии никуда не продвинулась бы.
Поверьте мне, нет смысла считать успех главным достижением жизни. Если Бог вам его даст, радуйтесь и славьте Его. Ваша цель – не «успех», заметный для окружающих, но возможность угодить Христу тем, как вы относитесь даже к самой «неблагодарной» работе. Работа не является вашим трамплином к «высшим духовным достижениям». Это акт служения Спасителю.
Существует рассказ о монастыре, где монахи пели хвалу Богу пылко, радостно, хотя и не совсем мелодично. Но когда их голоса достигали Божьего трона, радость и пылкость, с которой они пели, превращали это пение в величественный гимн хвалы Богу.
Нечто подобное может случиться и с вашей работой. Какой бы низкой она ни была, совершайте ее, как акт хвалы Богу. О брате Лоренсе, рядовом верующем, жившем в семнадцатом веке, написано: «Он был счастлив, когда мог поднять с земли соломинку во имя Бога, ища только Его Самого, и ничего другого, не ища даже Его даров». По неуклюжести и глупости своей брат Лоренс был поставлен работать в монастырской кухне. Работа эта естественно вызывала у него отвращение. Но читаем: «Привыкнув делать все во имя любви Бога и по любому поводу с молитвой к Его милости, чтобы Он помог ему делать его работу хорошо, он ощутил эту работу как вполне легкую в течение пятнадцати лет его служения там». Для Лоренса всякое дело было актом поклонения Богу.
Такое отношение к работе делает ее легче, и менее обременительной. Однако я рекомендую добросовестность в труде не по этой причине. Я рекомендую ее потому, что Бог достоин хвалы, а работа, если она является чем-либо меньшим, чем поклонением Ему, всего лишь потерянная возможность.
Господь, наполни так меня,
Чтоб жизнь в избытке полилась;
Чтоб, светом для людей горя,
Любовь Твоя во мне зажглась.
Употреби, Господь, меня,
Как хочешь Ты, когда и где,
Лишь бы прославил я Тебя,
И мог служить Тебе везде!
Вот почему не нужно завидовать окружающим людям, которые могут показаться более талантливыми, чем вы. Ваше дело не превзойти их, не жаждать их ума или их одаренности, но отдать ваши собственные способности на служение вашему Господу.