Так с чего же начать поиск ответов на вопрос, что такое святость? Кто знает наверняка, зачем нам эта самая святость вообще нужна? И кто знает, как ее достичь? Если заглянуть назад, в прошлое, и осмотреться вокруг себя, в настоящем, то мы увидим, что подходов к этому вопросу было много.
Пустынники. Считают, что чем дальше от людей, тем ближе к Богу. Антоний (251?-356) раздал все свое добро бедным и жил отшельником в египетской пустыне (что вообще-то было не самой плохой идеей, поскольку он никогда не мылся). Симеон столпник (386-459) 36 лет прожил на столпах (столбах), один их которых достигал в высоту чуть ли не двадцати метров.
Законники. Они могут расходиться в частностях, но сходятся в главном — по их мнению, истинная духовность там, где неукоснительное соблюдение всех законов веры.
Вольнодумцы. В отличие от тех, для кого главное выглядеть «на все сто», эти утверждают, что раз Бог милостив, полон любви и прощения, не важно, как ты живешь. Наша святость, по их мнению, — дело не наше, а Божье.
Максималисты. Некоторые убеждены, что святость приходит в результате каких-то эмоциональных потрясений, когда человек возносится до неведомых ему ранее духовных высот и разом одерживает победу над грехами, от которых никак не мог избавиться.
Потребители. По мнению тех, кто придерживается этой точки зрения, проблема заключается в том, что мы часто слишком уж стараемся стать святыми. И ничего-то у нас из всех этих стараний не выходит, а все потому, что святость достигается не нашей, а Божьей силой. Стать выше греха, преодолеть его страшную силу тяготения человек может только тогда, когда будет полагаться не на свои усилия, а на Дух Божий. Тогда-то мы и заживем по-настоящему, задышим вольно.
И это еще далеко не все взгляды на святость. Не удивительно, что порой такое разнообразие нас может сбивать с толку и мы не понимаем, чего же на самом деле от нас ожидает Бог и чего же нам самим от себя ожидать.
«У святости в наше время плохая репутация»
Так кто же нам ответит на все эти вопросы? Позвольте мне предложить вам одну кандидатуру, которая, возможно, на первый взгляд, покажется не совсем подходящей. Но как минимум пример этого человека убедит вас в том, что «святой человек» совсем не значит «безгрешное существо». Человек, которого я вам сейчас представлю, был таким же «существом», как и мы с вами, — у него были те же вопросы и те же проблемы, что и у нас. Но его пример поможет нам понять: чтобы жить свято, нужно сначала разобраться, кто мы такие есть, а потом, разобравшись, делать то, что из этого вытекает. Этот человек поможет нам понять, что вопрос святости решается в первую очередь в сердце.
Итак, знакомьтесь — его зовут Симон. Жил в I веке, рыбачил на море Галилейском. Обветренное с мужественными и грубоватыми чертами лицо, кожа покрыта загаром. Однажды брат его познакомил с Иисусом Христом, а Тот сразу же дал Симону новое имя Петр, что значит «камень». Иисус знал о Симоне что-то такое, чего чисто внешне заметить было невозможно. Христос избрал Петра, чтобы на примере его жизни и слов весь мир узнал, почему нужно стремиться к святости. И сама жизнь Петра нам показывает, что стать святым — значит не просто прилично выглядеть.
Три года Петр был рядом с Христом, и далеко не всегда он вел себя так, как можно было бы ожидать от человека с «каменным» именем. Петр даже отрекся от своего Господа (Матфей 26:30-35, 69-75). Но Господь от Петра никогда не отрекался. Восстав из мертвых, Христос ни словом не упрекнул того, кто всего пару дней назад клялся и божился, что знать не знает никакого Иисуса (Иоанн 21:15-22). И потом, уже после Вознесения, Христос терпеливо обтачивал острые края этого «камня» (Деяния 10; Галатам 2:11-14). И на этом примере Господь помогает ученикам Христовым понять истинный дивный смысл слова «святость».
«Христос избрал Петра, чтобы на примере его жизни и слов весь мир узнал, почему нужно стремиться к святости».
Мы многому можем от Петра научиться. Именно из-под его пера вышли самые убедительные слова в защиту святости, которые вообще когда-либо из-под чьего-то пера вышли. Петр написал незадолго до своей смерти два коротких послания, адресованных верующим, которые жили на территории сегодняшней северной Турции. Эти послания помогают нам понять, почему же так важно жить в святости, что такое святость на практике, а не в теории и почему нам всю свою жизнь нужно к этой святости стремиться.
Так зачем быть святым?
Как бы это трудно ни казалось, давайте попробуем отложить все свои стереотипы и предрассудки о «святошах», ханжах и лицемерах, которые прикрываются святостью. Посмотрим, что же имел в виду Петр, когда говорил о святости.
А когда действительно возьмем и посмотрим — окажется, что истинная святость не в пустыню нас погонит, подальше от людей, а совсем в другую сторону, и мы, как и Христос, станем друзьями грешникам и слугами Богу, будем ясно видеть цель и познаем неподдельную радость и покой, которые не зависят от обстоятельств. Мы поймем, что такое святость на практике. А поскольку святость легко не дается, то посмотрим мы еще и где советовал Петр черпать силы для этой самой святости, почему у нас столько проблем на пути к святости и какие на этом пути нас подстерегают опасности.