«…Страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям… если [страдаешь] как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь… Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»
(1 Петра 4:1, 2, 16; 5:8).
У нас могущественные враги: наша внутренняя «несвятость» и греховность, несвятой внешний мир, который за красивыми приманками скрывает острые крючки греха, и лживые слова и злые дела самого воплощения зла, вождя падших ангелов, которого мы называем дьяволом.
Плоть. Петр писал: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петра 2:11). А чуть ниже добавил, что мы должны «жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петра 4:2).
Мы носим в себе губительные последствия болезни греха (1 Иоанн 2:16). Хоть Бог и объявил, что грехи наши нам прощены, что мы рождены свыше и Он нас никогда не подвергнет осуждению (Иоанн 3:3, 16-18), нам все равно предстоит борьба с греховными желаниями, которые будут «восставать на душу», пока эта душа жива (1 Петра 2:11; см. также Римлянам 6-8).
Слово «плоть» относится к греховным побуждениям, которые возникают у нас в сердце, — похоти, жадности, гордыне, эгоизму. Все это нас вводит во грех (Римлянам 7:15-25; Иаков 1:13-15; 4:1-10).
Мир. Враждовать против тех, кто идет за Христом, может и окружающий нас неверующий мир. Петр предупреждал, что вероятность того, что верующие будут страдать как христиане (1 Петра 4:16) и подвергаться насмешкам и нападкам за то, что они называют себя именем Христа (1 Петра 3:13-18), очень высока. Сам Христос сказал ученикам:
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»
(Иоанн 15:18, 19).
Словом «мир» обозначается та насквозь пропитанная грехом и самим духом грехопадения система жизни на этой планете, которая не дает нам жить свято. «Мир» — это все, что было искажено грехом, и все, что противостоит добру и святости. Апостол Иоанн сказал:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»
(1 Иоанн 2:15).
Дьявол и его ложь. Точно так же, как сатана обманул в саду Еву (Бытие 3), он продолжает плести свою сеть и сегодня. Он лжец по самой сути своей (Иоанн 8:44), и Петр писал, что дьявол ходит вокруг, как рыкающий лев, желая нас проглотить (1 Петра 5:8). В Библии он назван «князем, господствующим в воздухе, духом, действующим ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2). Дьявол старается, как может, чтобы сбить людей с толку и воспрепятствовать делу Божьему.
Петр наставлял своих читателей: «Противостойте ему [дьяволу] твердою верою» (1 Петра 5:9). Если мы будем знать Бога, если мысли и дела наши будут основаны на твердом фундаменте Слова Божьего, если мы будем во всем полагаться на Духа Святого, в нас пребывающего, мы не станем легкой добычей для сатаны и не дадим ему места в своем сердце.
Подробнее о наших духовных средствах защиты сказано у апостола Павла в Послании к Ефесянам (Ефесянам 6:10-18). Он перечисляет несколько деталей снаряжения воина, которые очень нам пригодятся в наших духовных сражениях:
Пояс истины = Знайте истину и живите по истине.
Броня праведности = Хоть нам и дана праведность Христова, нам все равно нужно во что бы то ни стало стремиться поступать правильно.
Обувь готовности = Будьте готовы в любой момент повиноваться Христу и представлять Его.
Щит веры = Доверьтесь Богу. Усилием воли поверьте Ему, когда вас одолевают сомнения или соблазнительная ложь.
Шлем спасения = Не забывайте, что Христос сделал все, чтобы вы имели всю полноту прощения и силу на служение Ему всей жизнью своей.
Меч духовный = Читайте Библию и дайте ей управлять вашими мыслями и делами.
Молитва = Это вообще-то не совсем чтобы деталь снаряжения, но для нас она самое мощное оружие. Нам нужно молиться всегда и обо всем.
Что больше всего угрожает нашему духовному благополучию? Не важно, откуда появляются маленькие грешки — от плоти, от мира или от лжи сатанинской, но они, маленькие, могут стать большой проблемой. Их легче спрятать, легче проигнорировать (до поры до времени), чем грехи большие, которые сразу не оставляют сомнений, что дело может кончиться очень плохо.
Каждый год дикие животные убивают 53 тысячи человек. В журнале «Лайф» как-то (март 1994 г.) была опубликована подборка фотографий, на которых изображены случаи гибели людей от хищников.
Львы, например, убивают по триста человек в год. На шести индонезийских островах не рекомендуется попадаться на пути комодскому дракону — варану, который достигает в длину трех метров и весит под сто килограммов. От одного швейцарского туриста, который присел отдохнуть, когда его товарищи ушли вперед, не осталось ничего, кроме футляра от фотоаппарата и окровавленной рубашки.
Очень осторожным нужно быть с бегемотом. Этот трехтонный зверь бегает, как спринтер, и раздавит, как муху, любого, кто попадется ему на пути.
Корреспондент журнала «Лайф» пишет: «Чем больше зверь, тем опаснее он нам кажется… Но на самом деле часто смертельную опасность представляют животные самые маленькие». Самый жестокий убийца в джунглях — это муха цеце, жертвой которой становятся до 25 тысяч человек в год.
«Не важно, откуда появляются маленькие грешки — от плоти, от мира или от лжи сатанинской, но они, маленькие, могут стать большой проблемой»
Точно так же мы часто неправильно оцениваем опасность греха, исходя из его «величины». Серьезными грехами мы считаем убийства, ограбления банков, изнасилования, похищения людей. Но самая большая опасность для нашей духовной жизни таится в грехах, которые мы привыкли считать не грехами, а так, грешками. И этой опасности мы не замечаем.
Чуть-чуть согрешить? Предаться невинным забавам, от которых Бог совсем не в восторге? Немного приврать? Распсиховаться? Пойти в какой-то мелочи на сделку с совестью? Немного посплетничать? Чуть поддаться похотливым фантазиям?
Давайте все-таки «не давать места дьяволу» в своем сердце (Ефесянам 4:27). Бойтесь маленьких грешков!
Как мы ведем себя в трудных ситуациях? Петр сказал: «…Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Петра 4:7). А немного позже добавил: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Петра 5:8). Наш характер проверяется именно в испытаниях.
В книге Бытие рассказана история жизни молодого человека, которого звали Иосиф. Вот уж кому пришлось тяжко так тяжко! Ему очень легко было бы озлобиться на братьев и обдумывать планы мести, но он поступил совсем иначе. Он мог бы поддаться желанию плоти и ответить взаимностью на предложение жены Потифара, но он поступил совсем иначе. Почему Иосиф вел себя именно так? Потому что сердце его было непреклонно, потому что он жил не для себя, а для Бога (Бытие 39:9).
На этом испытания Иосифа не кончились. И на каждое из них он отвечал твердой верой. И когда наконец ему представилась возможность отомстить своим братьям, он не отомстил, а простил их и сохранил им жизнь (Бытие 45:1-7).
«Чего стоит наш характер, ясно в испытаниях»
Так как же мы ведем себя в трудных ситуациях? И самое главное: что у нас на сердце? С Богом мы или без Бога? Чтобы в испытаниях выстоять, нужно иметь запас внутренней силы.
Для дальнейших размышлений:
Прочитайте 1-е Петра 4, 5, Римлянам 6-8 и Матфея 4:1-11.
Есть ли в этих главах мысли, которые помогут вам бороться с врагами святости?
В молитве ответьте на то, что Бог сказал вам в Слове Своем.