«Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа»
(2 Петра 3:17, 18).
Дорога к святости не бывает без ухабов и кюветов. Путь к святой цели уподобления Христу преграждают народу Божьему заблуждения и явные лжеучения. И вместо того чтобы твердо держать надежный курс на истину Слова Божьего, верующие начинают путаться и блуждать мыслями и делами.
Во втором своем послании Петр немного сменил тему и говорил о том, где верующие могут свернуть с пути Христова и тем задержать свой рост в святости. Он предупреждал своих читателей о лжеучителях, которые не только распространяли повсюду лже-богословие, но и нравственность пропагандировали не совсем святую. Он отвечал на доводы тех, кто над христианством насмехался, потому что знал: христианам этих насмешек не миновать. Он убеждал братьев по вере не поддаваться нападкам и несмотря ни на что хранить верность Христу. И закончил Петр свое послание пламенным призывом к «святой жизни и благочестию», обращенным к «ожидающим и желающим пришествия дня Божия» (2 Петра 3:11-12). «…Потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петра 3:14), — советует христианам Петр, — «…возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 3:18).
Давайте же с этих позиций рассмотрим некоторые окольные пути, которые могут далеко увести нас от курса на святость.
Законничество, любви не имеющее. Суть его — в убежденности, что мы можем быть угодными Богу и заслужить спасение или одобрение в христианской жизни, выполняя какие-то внешние правила поведения. Законничество ставит указатель «святость» на пути, который требует единственно исполнения правил и пренебрегает узами сердечной любви ко Христу, которая неизбежно повлечет за собой любовь к людям.
Самоограничение, или аскеза. Некоторые ошибочно считают, что влияния мира можно избежать, если жить в изоляции или лишать себя обычных человеческих радостей — отказывать себе во вкусной еде, в общении с людьми, в ношении удобной одежды, в беседах с друзьями и в супружеских отношениях. Но святость не достигается отказом от жизни в обществе или от данных нам Богом благ, святость состоит в отказе от того греховного, губительного и безбожного, что есть в этой жизни и в этом обществе.
Самоправедность. Еще одно заблуждение заключается в том, что люди пытаются стать святыми, проводя много времени в молитве и в чтении Библии, заучивая наизусть стихи из Писания, исправно посещая богослужения. Но никакой прямой связи между совершением всех этих действий и святостью нет и быть не может. Все это дела, в принципе, неплохие, но сами по себе усилия воли и хорошие привычки — это еще совсем не святость. Богу нужно, чтобы мы возлюбили Его всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумением своим и всей силой своей (Лука 10:27). Нельзя забывать, что все это лишь средства к достижению цели, а цель у нас одна — познавать и любить Бога. Хваля же себя за хорошее, набожное поведение, мы просто хвалим себя… и ничего больше.
Пассивность. Некоторые считают, что выход заключается в том, чтобы просто доверять Богу и зря не усердствовать. Нужно, говорят они, просто обрести покой во Христе и дать Ему возможность победить наш грех. Но Библия нигде не обещает нам «победу» в том смысле, что мы достигнем безгрешного состояния уже на земле (2 Петра 1:5-8; 1 Иоанна 1:8-10; Галатам 5:17; Римлянам 7:14-25).
Известный богослов и писатель Дж. Паккер сказал: «Девиз христианина должен быть не «А Бог с ним!», а «Я с Богом!»
Максимализм. Суть этой идеи в том, что мы можем стать безгрешными еще на земле по особому действию Духа Божьего, если покоримся всем сердцем Богу. Иногда это особое действие называется «вторым благословением», или «крещением Духом». Но данная точка зрения не имеет под собой серьезного библейского основания. В Библии нигде не говорится о двух этапах христианской жизни, будто бы мы сначала получаем спасение, а потом снова переживаем встречу с Духом, которая еще раз изменяет всю нашу жизнь, выводя нас на новый, более высокий уровень духовной жизни.
Апостол Павел в Послании к Римлянам в 7 главе свидетельствовал, что борьба с грехом — дело всей жизни, и лучшее, на что мы смеем надеяться, это постепенный перелом в этой борьбе, а не внезапный триумф и достижение полного совершенства. Даже самому святому человеку приходится ловить себя на нечистых побуждениях, греховных мыслях и поступках. Говорят даже, что чем ближе мы к святости, тем яснее видим свой грех. Когда пророк Исаия лишь краем глаза увидел святость Божью, он остро почувствовал, насколько же несвят он сам (Исаия 6:1-5). И чем больше мы познаём Бога, тем больше осознаём собственную греховность.
Вседозволенность. Нам нельзя впадать и в другую крайность — в заблуждение, что можно грешить, а там Бог простит, ведь он же знает, из чего мы сделаны. Нельзя и списывать свои грехи на тело, считая, что дух при этом остается непорочен. В Новом Завете такая точка зрения осуждается конкретно и недвусмысленно (Римлянам 6; 2 Петра 2:17-19; 1 Иоанна 1:6, 7; 2:15-17).
Самодовольство. Еще раз процитируем Дж. Паккера: «Современные христиане склонны обожествлять чувство морального удовлетворения. Нас гораздо больше волнует, как реализовать себя, чем как угодить нашему Богу«. На отношения с Богом мы смотрим с той точки зрения, чтобы что-то от этого получить. Что же тут удивляться учению, которое обещает верующему здоровье, богатство и процветание? Многим хотелось бы, чтобы Бог был у них «на посылках»».
Но Библия учит, что святость приходит тогда, когда человек умирает для себя и живет для Христа:
«Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Римлянам 6:11).
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»
(Галатам 2:19-20).
«…Вы слышали о Нем и в Нем научились… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»
(Ефесянам 4:22).
Экзальтация. Святость — это не половодье чувств, обрушивающееся на нас во время особо эмоционального богослужения или молитвенного собрания. Порой нам действительно хочется к Богу бежать, Бога любить так, как мы никогда не любили, порвать раз и навсегда со всеми грехами нашими, но святость — не эмоции, святость — образ мыслей и образ жизни.
Мудрствования. Если кто-то много про Бога знает и разбирается в Библии, это еще ничего не значит. То, что знаешь, нужно уметь применить на практике.
Горение на служении. Сбились с пути и те, кто пытается совершить для Бога великое, но не имеет близких отношений с Христом. Иисус сказал:
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»
(Иоанн 15:5).
Мы можем благовествовать заблудшим и помогать беспомощным и бездомным. Но если при этом мы не стремимся к святости, мы совершаем благие дела не с благими побуждениями.
Затягивание времени. Еще одна ошибка, которую мы можем совершить, — это обещать себе поразмыслить над вопросом святости потом, когда дел станет поменьше, когда будет поспокойнее. Но, если верить Петру, времени у нас и так в обрез, куда уж там откладывать? Петр писал:
«Придет же день Господень, как тать ночью… Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?..»
(2 Петра 3:10-11).
И на свой же вопрос Петр отвечает такими вдохновенными и вдохновляющими нас словами:
«Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире… Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь»
(2 Петра 3:14-18).
«И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными»
(2 Коринфянам 5:9).
Для дальнейших размышлений:
Прочитайте 2 Петра 3.
В каком смысле вы считаете себя готовыми ко второму пришествию Христа?
Считаете ли вы, что время не ждет, что нужно срочно наводить порядок в своей жизни и использовать быстротечные дни по максимуму?
С молитвой прочитайте Псалом 18:13-15 и ответьте на то, что Бог сказал вам в Слове Своем.