«И возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иеремия 29:14).
Через четыре года после рождения Анны Франк в немецком городе Франкфурте к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Именно после этого ее отец, Отто Франк, начал заботиться о безопасности своей семьи. Дело в том, что семья Франков имела еврейское происхождение, а в стране начали открыто говорить о том, что евреи не входят в план Гитлера о превосходстве арийской крови. Чтобы избежать нарастающей ненависти к евреям, семья Франков уезжает в Амстердам.
Но в мае 1940 года нацисты напали на Голландию, и слабое противостояние жителей города, в котором они жили, не спасло его от оккупации. Нацисты взяли все под свой контроль. В течение нескольких дней был издан приказ о выявлении евреев и ограничении их выезда из страны. Со временем ввели запрет на общение с евреями и на предоставление им жилья.
Пусть Господь поможет нам помнить, что есть только одна раса – род человеческий.
В июне 1942 года в день своего рождения Анна Франк получила в подарок дневник, небольшую книжечку, позже использованную ею для ведения записей о тяжелых днях заключения, когда ее семья пыталась избежать участи тысяч других евреев, которых погружали в машины для перевозки скота и отправляли на смерть в концентрационные лагеря Европы.
Отто, боясь, что их заставят сесть на один из злополучных поездов смерти, приготовил с тыльной стороны чердака своего дома, расположенного на берегу канала Принзенграхт, пристройку, в которую можно было попасть по узкой крутой лестнице, спрятанной за книжным шкафом.
Однажды теплым июльским утром 1942 года в дом Франков доставили письмо, навсегда изменившее их жизнь. Марго, старшей сестре Анны, было приказано явиться в полицейский участок. 8 июля Анна сделала в своем дневнике отдельную запись: «Марго – шестнадцать лет. Отправят ли они ее куда-нибудь в таком возрасте? Мама сказала ей, что она никуда не поедет. Это, наверное, то, что имел в виду отец, когда говорил об укрытии».
На протяжении двух последующих лет эта семья жила в тесном чердачном помещении, не имея достаточно пищи и соответствующих санитарных условий. День за днем на страницах своего дневника Анна записывала все свои мысли, мечты и желания.
11 июля 1942 года она написала следующее: «Я не могу вам передать, как тяжело не иметь возможности выйти на свежий воздух. Я боюсь, что нас найдут и расстреляют. Это не очень приятная перспектива».
В конце концов, случилось то, чего все они так сильно боялись. 4 августа 1944 года возле дома номер 263 на улице Принзенграхт остановился грузовик. Солдаты вломились в дом и нашли тайный вход за книжным шкафом. Семью доставили в полицейский участок, а затем в Уэстерборк – лагерь для кратковременного пребывания, в котором заключенные содержались до их отправки на принудительные работы или в концентрационный лагерь.
Семью Франков посадили на поезд в Аушвиц, где Анна, которой тогда было уже шестнадцать лет, умерла от тифа. Единственным, кто выжил из них после всех этих суровых испытаний, был отец Анны, Отто. Из 140 000 евреев, живших в Голландии до начала войны, в живых осталось только 30 000 человек.
Дневник Анны остался лежать на полу маленького чердачка. Когда он был обнаружен, его перевели на более чем пятьдесят языков. Так как Анна записывала все свои мысли и мечты, мир мог узнать взгляд на жизнь с точки зрения ребенка, никогда не увидевшего больше расцветающих весной знаменитых голландских тюльпанов.
Вот один фрагмент из ее дневника: «Какая, о, какая польза от войны? Почему люди не могут мирно жить друг с другом? Зачем все эти разрушения? Пусть Господь поможет нам помнить, что есть только одна раса на земле – род человеческий». Если мы не будем помнить о том, что все мы сотворены по образу и подобию Божьему, подобное произойдет снова. Небольшой дневник Анны является напоминанием об этом для всех нас, и хотя ее жизнь была такой короткой, ее слова изменили мир.
Полезное чтение:
«После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе.
Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды.
И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне [построил] другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского.
После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, — сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, — к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать: так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме? Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: Господь Бог наш спасет нас от руки царя Ассирийского? Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения?
Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей? Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? [Как же] возможет ваш Бог спасти вас от руки моей? И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей.
И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его. И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей. И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, — изделии рук человеческих.
И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, — исшедшие из чресл его поразили его там мечом.
Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду. Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов.
В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев [Божий] и на Иудею, и на Иерусалим. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, — сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии.
И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов; и кладовые для произведений [земли], для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад. И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество, потому что дал ему Бог весьма большое имущество.
Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова. И действовал успешно Езекия во всяком деле своем. Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце.
Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка, и в книге царей Иудейских и Израильских. И почил Езекия с отцами своими, и похоронили его над гробницами сыновей Давидовых, и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима. И воцарился Манассия, сын его, вместо него»
(2 Паралипоменон 32:1-33).
Наблюдение и применение:
1. Мужество Анны Франк изменило жизни миллионов людей.
2. В доме номер 263 на улице Принзенграхт сейчас находится музей. Если вы когда-нибудь будете в Амстердаме, посетите его.
3. Как вы думаете, предполагала ли Анна в своем бурном воображении, что ее дневник будут читать миллионы людей?