«Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его»
(Иоанн 4:34).
Среди британцев жители Йоркшира славятся своей выносливостью. Это вдумчивые, деловые и серьезные люди, которым присущи здравый смысл, бережливость и трудолюбие. Понимание йоркширского происхождения Дж. Хадсона Тейлора может дать объяснение тому, почему этот человек так сильно повлиял на Китай XIX столетия, чего не смог сделать никто другой из иностранцев. Однако никого из тех людей, жизни которых произвели на меня огромное впечатление – духовных наставников, ставших контрольной точкой моего личного роста и достижения целей, – не было так тяжело понять, как Хадсона Тейлора. Может быть, это объясняет, почему он сыграл такую важную роль для Китая?
Очень трудно ответить на вопрос: «Что заставляло его действовать?» Во многих отношениях он был довольно-таки обычным человеком – спокойной, скромной, сочувствующей, однако выносливой личностью без ярко выраженных лидерских качеств или явной физической харизмой. Но он был человеком огромной веры и молитвы, большой преданности и неутомимости, когда дело доходило до влияния на страну, которую он полюбил и удочерил.
«Я не оценю ничего, что имею или чем владею, если оно не имеет никакого отношения к царству Божьему».
До его рождения в 1832 году, его родители молились и обращались к Господу с такими словами: «Дорогой Господь, если Ты подаришь нам сына, позволь ему трудиться для Тебя в Китае». Примерно через двенадцать лет в доме Тейлоров произошел разговор между сыном и отцом, аптекарем по профессии и внештатным проповедником по призванию, который выразил свое крайнее неудовлетворение по поводу того, что в Китае несли служение очень немногие протестанты. Выслушав слова отца, Хадсон незамедлительно сказал: «Когда я вырасту, я стану миссионером и поеду в Китай!» Биограф Дж. С. Поллак отмечает, что, несмотря на молитвы о том, чтобы сын отправился в Китай, отец был удивлен, что такой болезненный мальчик, как Хадсон, полон решимости уехать так далеко от дома.
Господь использовал это йоркширское упрямство, чтобы сделать то, чего так и не смогли достигнуть другие, имея лучшее образование, воспитание и социальное положение, чем он. В возрасте восемнадцати лет Тейлор принял Иисуса Христа в свое сердце, после чего начал подготовку к миссионерскому служению. Выучив китайский язык, он направился в Китай. Шесть лет он работал в Шанхае и Нингпо, испытывая то успех, то неудачи.
Однако, одна вещь отличала его от других миссионеров. Его просто пугал образ жизни большинства из них, потому что они размещались в обособленном квартале для иностранцев, в котором жизнь немногим отличалась от жизни в Британии или Америке, имея при этом и прислугу, и послеобеденный чай.
Поняв, что именно его европейская культура является преградой для просвещения китайского народа Евангелием, Тейлор обрезал свои волосы и заплел на затылке косичку. Затем он выкрасил себе кожу, совершив очень болезненную процедуру, потому что бутылка со щелочью, которую он использовал для этого, взорвалась, причинив его лицу ожоги, – и начал одеваться как китаец.
Все еще чувствуя себя чужим, Тейлор возвращается в Британию, организовывает собственную миссию – Внутреннюю Китайскую Миссию и в 1866 году снова отправляется в Китай с первой группой миссионеров, готовых посвятить себя провозглашению Благой Вести жителям не прибрежной части Китая. И когда пришло время ему платить за эту идею, Тейлор сделал это сполна. Он однажды написал так: «Если бы у меня было 1 000 фунтов стерлингов, я бы отдал их Китаю. Если бы я мог прожить 1 000 жизней, то я отдал бы их все Китаю. Нет. Точнее не Китаю, а Христу!» Затем он задал такой вопрос: «Разве мы можем сделать слишком много для Него?»
Когда появлялись проблемы, Тейлор всегда искал убежища в Господе, Которого преданно любил. Безо всяких колебаний он вверяя Богу все свои нужды – финансовые, миссионерские, личные – он во всем полагался на Бога. «Божья работа, совершаемая Божьим путем, никогда не останется без Его опеки», – обычно говорил он своим сотрудникам.
Вскоре над китайскими христианами нависла грозная опасность. В июне 1900 года в Пекине был издан указ, согласно которому все иностранцы приговаривались к смерти. Этот мрачный период истории Китая отмечен смертью 153 миссионеров и пятидесяти трех детей, большинство из которых были связаны с миссией Тейлора. Хотя эта страна так никогда окончательно и не оправилась после такой потери, однако в сердцах многих китайцев был прочно установлен крест Иисуса Христа, который не только устоял во время Боксерского восстания, но и атаковал коммунизм полвека спустя.
Удивительно, что Господь может сделать через болезненного мальчика, который знает, что его достаток должен происходить от Бога Отца. Это произошло с Джеймсом Хадсоном Тейлором.
Полезное чтение:
«Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию.
Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею»
(Иоанн 4:1-54).
Наблюдение и применение:
1. Господь хочет получить от вас все. И когда вы отдаете Ему всего себя и все, что вы имеете или надеетесь иметь, у Господа есть все необходимое для осуществления того, что Он хочет.
2. Видите ли вы в жизни этого смиренного человека Божью руку, которая давала ему возможность активно продолжать начатое дело и совершать настоящие подвиги ради Господа?
3. Боялись ли вы когда-нибудь выйти вперед и сделать что-то во имя Бога только из-за своих недостатков? Если да, то никогда не забывайте, как Господь использовал Тейлора.