«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тимофею 4:7).
На здании автостоянки возле собора святого Гиля, в Эдинбурге, Шотландия, под номером сорок четыре нарисован желтый бриллиант. Там нет ни надписи, ни даже знака, который бы объяснял, что за событие тут произошло. Итак, почему желтый бриллиант? Хотите верьте, хотите – нет, но под дорожным покрытием и нижележащими булыжниками находятся кости одного из самых влиятельных граждан Шотландии, безусловно самого выдающегося в XVII столетии, пламенного священника, ставшего протестантским реформатором. Его имя – Джон Нокс.
Родившись в Хаддингтоне, под Эдинбургом, в 1513 году, Джон Нокс стал для Шотландии тем, кем Мартин Лютер был для Германии и Жан Кальвин для Швейцарии. Он был очень маленького роста – сто сорок сантиметров вместе с каблуками, но динамит обычно фасуют небольшими пакетами. И он был настолько сильным, что королева Шотландии, Мария, говорила, что она бы лучше имела дело английской армией, чем с молитвами Джона Нокса.
Он был настолько сильным, что королева Шотландии, Мария, говорила, что она бы лучше имела дело с английской армией, чем с молитвой Джона Нокса
Но я забегаю наперед, упоминая королеву Шотландии и Джона Нокса, которого она одновременно и ненавидела, и боялась. Нокс получил образование в университете святого Андрея и по окончанию обучения был возведен в священники Римо-католической церкви. Но вскоре после того, как ему исполнилось тридцать, Нокс попал под влияние учения Мартина Лютера и в 1547 году отверг католицизм. Он учил, что через «Слово Божье люди должны непосредственно переживать Божьи благодать и милость, доступные раскаявшимся грешникам во Христе Иисусе» (выдержка из надписи на стене дома Нокса в Эдинбурге, Шотландия). В скором времени гарнизон святого Андрея, где укрывался Нокс, пленили французы, которые захватили его живым и поручили ему рабский труд гребца на французской галере. Но во время тех девятнадцати месяцев, пока Нокс был пленным, его никогда не покидала надежда. Однажды, когда галера стояла на небольшом расстоянии от шотландских берегов, он смог различить башни собора святого Андрея и сказал своим ребятам, что вернется туда и будет проповедовать.
Он проповедовал не только там, но также со временем вернулся в собор святого Гиля в Эдинбурге и стал служителем. По его возвращению местная газета сообщила: «Служитель Джон Нокс, шотландец по национальности и большой враг католической церкви прибыл в город. Этот человек был таким отважным, знающим, революционно настроенным и таким красноречивым, что управлял человеческими душами как хотел». («Старинные хроники Диппа», согласно цитате на стене его дома в Эдинбурге, Шотландия).
Но все-таки был человек, с которым он не мог справиться. Это была королева Шотландии, Мария, которая выросла во Франции и имела крепкие связи с Римом. Хотя другие были срублены как ветки, Нокс был подобен стволу. Он учил, что, когда монархи непослушны Слову Божьему, они лишаются своего права царствовать и их титулы должны передаваться другим. Из-за этого он и королева Мария оказались на пути друг у друга, что грозило катастрофой.
У них было несколько столкновений, и острый язык пламенного реформатора глубоко задел ее душу. Он сказал ей, что он так же доволен ее правлением, как Павел – правлением Нерона. Каково добиться дружбы королевы? Она считала его самым опасным человеком в своем государстве, но, будучи защитником бедных и героем тех, кому не доставало смелости сказать и сделать то, что делал он, Нокс был неприкосновенным.
Нокс умер в Эдинбурге 24 ноября 1572 года, дав жизнь Реформатской церкви Шотландии, на которой до сегодняшнего дня остался его след. Убирая окурки с желтого бриллианта на месте стоянки № 44 возле собора святого Гиля, я подумал: «Здесь лежит великий человек, который заслуживает намного большего». Пусть Бог даст нам больше Джонов Ноксов, которые не боятся никого кроме Бога и смело провозглашают Его Слово, несмотря ни на что.
Полезное чтение:
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2 Тимофею 4:1-22).
Наблюдение и применение:
1. Если вы знаете, что стоите за правое дело, то можете быть бесстрашными, несмотря на то, каким сильным будет сопротивление. Как еще можно объяснить тот факт, что самая могущественная женщина в Шотландии, королева, сказала, что лучше бы столкнулась с английской армией, чем с молитвами Джона Нокса?
2. Христиане не единственные, кто предают себя доброму делу. Иначе нельзя объяснить, почему террористы-самоубийцы готовы умереть за благое дело. Однако вы видите разницу между желанием умереть, чтобы своей смертью убить тех, с кем не согласен, и желанием умереть для того, чтобы дать духовную жизнь и рождение другим? Поразмышляйте над этим.