«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей» (Иоанн 15:13).
В последний день июля 1941 года в три часа пополудни мужчины из блока №14 копали могилу за оградой концентрационного лагеря Аушвиц. Внезапно зазвучала сирена, и защелкали затворы автоматов немецких часовых: был совершен побег. Мужчины молили Бога, чтобы беглец был не из их блока.
Но их наихудшие опасения оправдались – беглец был именно из блока №14. Весь лагерь был наказан и оставлен без ужина, который обычно состоял из кусочка сухого хлеба и капустняка.
На следующий день шестьсот оставшихся мужчин из блока №14 заставили стоять на открытой площадке под палящим солнцем. Заключенные падали от жары и усталости. Те, кто упал, умирали на том же месте. «В конце дня, – написала журналистка Конни Лауерман, – приехал заместитель начальника лагеря, Фриц, в отглаженной униформе и блестящих ботфортах, чтобы объявить о дальнейшей судьбе заключенных, стоящих на плацу в грязных робах в сине-серую полоску. Наступила абсолютная тишина.
«Никто из нас не имеет права жить эгоистично».
– Беглеца не нашли, – рявкнул Фриц. – В наказание за побег вашего товарища десятеро из вас умрут от голода сегодня, двадцать – завтра.
Были названы заключенные, приговоренные к голодной смерти. Один из них, Франтишек Гайовничек, польский сержант, прошептал со слезами на глазах: «Моя жена и мои дети». Внезапно вперед вышел польский францисканский священник, Максимильян Кольбе, и конвоиры СС направили на него автоматы.
– Я хочу поговорить с командиром, – сказал он и посмотрел Фрицу прямо в глаза. – Господин коммендант, я хотел бы попросить Вас кое о чем.
– Чего тебе надо? – прорычал Фриц.
– Я хочу умереть вместо этого заключенного, – сказал священник, указав на плачущего Гайовничека. – У меня нет ни жены, ни детей. Кроме того, я стар и ни к чему не пригоден.
Просьба Кольбе была необычной и совершенно неожиданной. Стояла абсолютная тишина, но вскоре она была нарушена словами: «Просьба принята!»
Максимильян Кольбе умер голодной смертью вместо приговоренного мужчины. Иисус Христос Сам сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей» (Иоанн 15:13).
Максимильяна Кольбе, ныне святого Максимильяна католической Церкви, всегда будут помнить за его героический поступок самопожертвования. Но мне кажется, что среди святых, которые никогда не будут канонизированы, есть множество мужчин и женщин, с любовью заботящихся о немощных стариках, стирающих их грязное белье и нежно обтирающих их дряхлеющие тела, ставшие отталкивающими в результате страшных болезней. Существует большое количество людей, которые посвятили себя служению нуждам других тем или иным образом. В Новом Завете, в Послании к Евреям написано: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым» (Евреям 6:10).
По всей вероятности, Господь никогда не попросит вас принять решение подобно Максимильяну Кольбе, однако Он несомненно призывает нас принять свое собственное решение, потому что истинная любовь требует самопожертвования ради другого. Никто из нас не имеет права жить эгоистично, потому что все мы были в некотором роде получателями любви, которая и побудила Максимильяна Кольбе отдать свою жизнь ради другого. Помните, друзья, Иисус Христос Сам отдал Свою жизнь добровольно и без компенсации для того, чтобы мы могли жить вечно. Воистину, нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей.
Полезное чтение:
«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.
Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем. И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его.
Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Царь Дарий подписал указ и это повеление.
Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения.
Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено.
Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.
Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.
После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».
И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Даниил 6:1-28).
Наблюдение и применение:
1. Господь никогда не обещал нам жизнь, похожую на Диснейленд, но Он, несомненно, обещал быть с нами, укреплять нас и помогать нам в любых обстоятельствах жизни.
2. Как вы думаете, Максимильян Кольбе думал, что прославится благодаря тому, что он сделал?
3. Если вы можете найти книгу Виктора Франкла о его пребывании в концентрационном лагере, прочитайте ее и проследите, как ужасные переживания обнаруживают как самое лучшее, так и самое худшее в людях.