«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»
(Ефесянам 2:8-9).
Для многих людей 31 октября – это День всех святых, но для некоторых он связан с особым событием, произошедшим с одним немецким священником.
В знак протеста против грубых нарушений, имевших место в практике духовенства Римо-католической церкви его дней, он прибил к дверям собора в Виттенберге, в Германии, документ, ставший причиной огромного негодования на него со стороны церковных властей. Автором этого документа, известного под названием «Девяносто пять тезисов», был Мартин Лютер. До своей смерти в 1546 году, этот человек успел стать инициатором разделения христианской церкви, создания протестантской ее разновидности, торжественного введения Реформации, перевода Библии на немецкий язык и включения праздника Рождества в список других христианских праздников. Кем же был этот сельский священник, основной нарушитель порядка и спокойствия, который не мог согласиться жить, просто не обращая ни на что внимания, подобно всем остальным людям его времени?
«Господь – наша крепость, никогда не слабеющая защита».
Сын саксонского шахтовладельца, Лютер родился в Эйслебене 10 ноября 1483 года. В восемнадцать лет он поступил в университет города Эрфурта, где изучал юриспруденцию. Летом 1505 года Лютер попал в сильную грозу и, будучи напуган до смерти, поклялся стать монахом, если останется живым. Следуя, своему обещанию, он поступил в августинский монастырь и в 1507 году был посвящен в духовный сан. Со временем Лютер получил докторскую степень богословия и был назначен профессором библеистики – должность, которую он занимал до конца своей жизни.
В 1510 году во время поездки в Рим по делам своего ордена, Лютер был шокирован практикой купли и продажи индульгенций (отпущения грехов). Верующим говорили, что для избавления от греха вполне достаточно купить индульгенцию. Индульгенции, как вид предварительной оплаты за грехи, которые покупатель еще не совершил, продавались повсюду на улицах, так как папа призвал верующих поддержать их покупкой строительство собора Святого Петра в Риме.
Разгневанный и раздраженный увиденным, Лютер потревожил совесть средневековой церкви, скомпрометировавшей Писание. Сам Лютер не намеревался разделять церковь, он просто хотел вернуть ее к историческим истокам Апостолов и Отцов ранней церкви.
Сегодня гости Рима могут посетить церковь «Священные следы» (Scala Sancta), в которой, как предполагают, находятся перевезенные в Рим следы, оставленные Иисусом, когда Его вели к Пилату. Когда Лютер шел по этим следам и целовал их один за другим, ему пришли в голову слова из Писания: «праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17). И Лютер задумался над тем, каким же образом грешник может найти прощение: благодаря хорошим делам или благодаря тому, что Иисус сделал Своей смертью на кресте? Эти мысли заставили Лютера прокричать: «Fide sola!» («Только верой!»). Так возникло направление, известное под названием Реформация.
Таким образом Писание привело Лютера к оценке существовавшей в его дни церковной практики, и Слово Божье стало основой его учения и проповеди. Письма Апостола Павла сыграли особо важную роль в богословии Лютера. Он противостоял всему, что, по его мнению, было вызовом Божьему Слову. Как сказал один историк, «его учение привело его к выводу о том, что Христос был единственным посредником между Богом и Человеком, и что прощение грехов и спасение даются только по милости Божьей и только по вере». Мартин Лютер написал так: «Господь – наша крепость и никогда не слабеющая защита».
Мартин Лютер – это человек, который изменил церковь, которая изменила мир!
Полезное чтение:
«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, – всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим , призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас , чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Не хочу, братия, оставить вас в неведении , что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне ), чтобы иметь некий плод и у вас , как и у прочих народов. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет»
(Римлянам 1:1-17).
Наблюдение и применение:
1. Прочные убеждения Мартина Лютера привели к существенным изменениям в истории человечества. Заметьте, что его убеждения основывались на авторитетной книге Библии, которая помогла ему вернуть христианство к следованию доктринам церкви в соответствии с библейскими принципами.
2. Какая разница между убеждением и предвзятым мнением?
3. Что имеется в виду в Писании, когда говорится, что «праведный верою жив будет»?