Время от времени в христианскую историю вкрадываются разного рода легенды. Истории о ранних мучениках, например, передавались устно из поколения в поколение, и некоторые из них обросли дополнительными, более романтичными подробностями. Такова история о святом Валентине.
В ранней церкви действительно имеются свидетельства о двух людях по имени Валентин, но, скорее всего, они относятся к одному и тому же человеку – священнику в Риме во время правления императора Клавдия II. Согласно преданиям, Валентина посадили в тюрьму, где его били, а 14 февраля около 270 года обезглавили у Фламинианской дороги.
Звучит романтично? Но каким образом день его мученической смерти мог стать днем влюбленных и цветов, конфет и маленьких стишков, которые начинаются со слов «красные розы…»? В соответствии с легендой Валентин нарушил указ императора Клавдия. Клавдий, желая обеспечить свою армию солдатами, попытался ослабить семейные узы и запретил молодым людям вступать в брак. Валентин в нарушение запрета тайно венчал молодые пары в подпольной церкви. После разоблачения последовал его арест.
Более того, у самого Валентина тоже было романтическое увлечение. В тюрьме он подружился с дочерью надсмотрщика, и, поскольку ему не позволялось иметь книги, он развлекался тем, что вырезал из бумаги фигурки и посылал девушке записки. Его последняя записка поступила к ней утром в день его казни. Она заканчивалась словами «твой Валентин».
В 496 году 14 февраля был назван днем в его честь. К тому времени христианство стало в империи государственной религией и многие языческие праздники были «христианизированы». Один из них – римский фестиваль «луперкалия» – был праздником любви и плодородия. Молодые люди клали записочки с именами своих возлюбленных в коробку, вытаскивали их наугад и праздновали чувственную любовь. Этот праздник и заменили днем св. Валентина с его более невинными записками с выражениями нежности и привязанности.
Но есть ли в истории о св. Валентине доля истины? Может быть. Скорее всего, он действительно сочетал молодых людей в подпольной церкви и посылал записки дочери тюремщика. Может быть, он их подписывал словами «твой Валентин». И, вероятно, он умер за веру в Христа.
Но маловероятно, чтобы он писал о «красных розах и голубых фиалках».
«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!»
(Песнь песней 1:1-3).