В 1934 году Адольф Гитлер вызвал лидеров немецкой церкви в свой кабинет в Берлине, чтобы отчитать их за недостаточную поддержку его программы. Пастор Мартин Ниемоллер объяснил, что они беспокоятся лишь о благе церкви и немецкого народа. Гитлер резко прервал его: «Вы думайте о церкви. А о немецком народе я сам позабочусь». Ниемоллер ответил: «Вы говорите: «Я позабочусь о немецком народе», но ведь на нас, христианах и священнослужителях, тоже лежит ответственность за немецкий народ. Эту ответственность возложил на нас Бог, и ни у вас, ни у кто-либо другого в мире нет власти отлучить нас от этой ответственности».
Гитлер выслушал это заявление в полном молчании, но вечером того же дня в дом к Ниемоллеру ворвались гестаповцы с обыском, а через несколько дней в его церкви взорвалась бомба. В последующие месяцы и годы за ним постоянно наблюдала тайная полиция, а в июне 1937 года в своей проповеди пастор сказал своей пастве следующее: «Точно так же, как апостолы древности, мы не помышляем собственными силами избежать подчинения установленным властям. Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Вскоре его арестовали и посадили в одиночную камеру.
Суд над доктором Ниемоллером начался 7 февраля 1938 года. В то утро охранники в серо-зеленой форме вывели священника из тюремной камеры и повели через подземные переходы в зал суда. Ниемоллера охватил ужас и чувство одиночества. Что с ним будет? Что будет с его семьей? С детьми? Какие пытки ждут его впереди?
Лица охранников были бесстрастными. Пастор тоже шел молча. Но когда они вышли из туннеля, чтобы по последним ступенькам подняться наверх, Ниемоллер услышал шепот. Сначала он не понял, кто говорит, потому что голос был тихим, как вздох. Затем он понял, что слова из Книги Притчей (18:10) выдохнул ему в ухо сопровождавший его офицер охраны: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен».
Чувство страха тут же покинуло Ниемоллера, и сила этого стиха поддерживала его в течение всего судебного заседания и все те годы, что он провел в нацистских концентрационных лагерях.
«Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. Имение богатого — крепкий город его и как высокая ограда в его воображении. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе»
(Притчи 18:10-12).