Гамильтон, Уишарт и Нокс — имена, изменившие историю Шотландии. Первый из них, Патрик Гамильтон, родился около 1504 года в богатой семье недалеко от Глазго. Мать рассказывала ему истории из Библии, и ее уроки жили в его сердце до конца жизни. Отец, желая для Патрика церковной карьеры, использовал все свое влияние и деньги, чтобы обеспечить ему назначение на церковную должность. В то время Патрику было всего тринадцать лет.
Шел 1517 год, время, когда Лютер обнародовал свои тезисы.
Но Гамильтон не хотел работать в церкви, а потому бежал в Сорбонну, парижский университ, где и услышал сенсационные новости о протесте Лютера. В течение целого года студенты Сорбонны изучали практически только труды Лютера. Гамильтон закончил университет в 1520 году, вернулся в Шотландию и продолжил занятия в университете св. Андрея, где в то же время начал и преподавать. Шотландский Парламент тем временем осудил лютеранство и объявил о том, что каждый, обладающий реформатскими книгами или взглядами, подвергает себя великой опасности.
Но Гамильтон уже перенял взгляды реформаторов. Архиепископ Дейвид Битон, непримиримый враг протестантов, стал угрожать ему смертью. Гамильтон бежал из страны. Он поехал в Германию и какое-то время провел с Лютером и другими лидерами Реформации. Его вера и смелость укрепились значительным образом, и Гамильтон, несмотря на опасность, решил вернуться в Шотландию и проповедовать спасение по благодати через веру.
Послушать его собирались огромные толпы народа, и многие обращались к Христу. Битон быстро выследил его и арестовал. Его пытали и приговорили к смерти. В полдень 29 февраля 1528 года Гамильтон твердым и быстрым шагом подошел к столбу. Он отдал другу свой экземпляр Евангелия, а своему слуге — головной убор, платье и верхнюю одежду. Палач привязал его цепями к столбу и попытался зажечь костер. Но пламя не разгоралось, и Гамильтон в течение шести долгих и мучительных часов пребывал в агонии. Наконец, когда уже казалось, что огонь завершает свое дело, он вскричал: «Сколько, о Боже, тьма будет покрывать эту землю?»
Эти слова тронули молодого Джорджа Уишарта.
«Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог…» (Псалом 17:5-8).