В 70-е гг. XX в. огромное количество христиан бесследно исчезло в Уганде «жемчужине Африки». Но они не были первыми пропавшими без вести людьми. За целый век до Иди Амина, в 70-е гг. XIX в., в течение десяти лет, там тоже лилась христианская кровь.
Генри Стэнли, обращенный Ливингстоном и ставший его биографом, первым прибыл в Уганду. Когда он показал королю Мтезе свою Библию, вождь ответил, что мусульмане тоже приносили ему свою книгу, Коран. «Откуда ты знаешь, какая из них лучше? — спросил он. — Я словно человек, находящийся во тьме. Я прошу лишь научить меня видеть».
Стэнли опубликовал слова Мтезы в лондонском «Дейли Телеграф», добавив от себя: «О, если бы туда отправился какой-нибудь благочестивый миссионер. Какая жатва поспела для сбора». Его призыв вызвал бурю откликов, и скоро Церковное миссионерское общество назначило двадцатисемилетнего шотландского инженера, Александра Маккея, главным в группе из восьми миссионеров, отправлявшихся в Уганду. Но Маккей знал, куда направляется. «Может ли статься, чтобы восемь англичан отправились в Центральную Африку и выжили в течение полугода? — спрашивал он. — По меньшей мере один из нас погибнет. Когда новости об этом дойдут до вас, не отчаивайтесь, но немедленно пошлите еще кого-нибудь, чтобы занять освободившееся место».
Сам Маккей получил ранение, когда в Занзибаре столкнулись два фургона. Двое других сдались и уехали. Одного убили. Еще один подхватил лихорадку. Оставшиеся трое из Занзибара отправились в Уганду.
30 января 1877 года они достигли двора Мтезы, но вскоре двое из троих были убиты. С. Т. Уилсону пришлось одному проводить воскресные богослужения. Затем к нему присоединился Маккей, и вдвоем они трудились в течение нескольких лет, прежде чем крестили первого обращенного.
Со временем вождя Мтезу сменил его сын, жестокий подросток, который в ответ на отказ удовлетворять его извращенные похотливые желания терроризировал и мучил новообращенных Маккея. Маккей выжил в этих страшных условиях. Он переводил Евангелие от Иоанна, когда заболел малярией. Через некоторое время он умер. Ему было всего сорок лет.
Однако его усилия не пропали даром. Основанная им церковь росла быстрее, чем гибли ее члены, и со временем стала одной из самых сильных Церквей в Африке.
«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»
(Иоанн 15:19-20).