«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…»
(Ефесянам 5:25).
В моей картотеке собрано огромное количество дел, систематизированных по тематике и в алфавитном порядке. Раздумывая над главой этой книги, которую писал сегодня, я заметил, что папка с делами, озаглавленная ЛЮБОВЬ, уютно устроилась между папками ОДИНОЧЕСТВО и БРАК. Я действительно был поражен полной аналогией с реальной жизнью: любовь — это именно то, что превращает одиночество в брак.
Скажите, разве любовь — это идея, пришедшая с Запада? Романтическое понятие, зародившееся в Европе и охватившее лишь незначительную часть цивилизации? Или все-таки любовь – чувство, известное всему миру, реакция, идущая из самой глубины сердца и порой заставляющая чувства брать верх над разумом?
На протяжении достаточно долгого времени антропологи действительно считали, что любовь представляла собой романтическое увлечение, пришедшее из Европы и непонятное всему цивилизованному миру. Однако это заблуждение было развенчано весьма серьезными научными исследованиями, которые сделали однозначный вывод: любовь – это вселенское чувство, клей, который соединяет вместе все составные части взаимоотношений между людьми, независимо от того, идет ли разговор о супружеской паре или молодом парне, встретившем свою девушку.
Любовь – это Божий ответ одинокому человеческому сердцу и дверь, ведущая в наполненные глубоким смыслом взаимоотношения.
Обширные исследовательские изыскания были проведены почти в 166 различных культурах нашей планеты и практически в таком же количестве стран, которые пришли к выводу – романтическая любовь присутствует в 147 из 166 культурных сообществах современного мира. Что же касается тех девятнадцати, в которых ее не удалось обнаружить, авторы проекта Уильям Дженковяк и Эдвард Фишер полагают, что отсутствие любви объясняется «скорее всего отражением недостатков в методах воспитания, а не какими то местными особенностями». Интересно!
Вот вам еще один вывод, достойный называться научным! Ученые только подтвердили то, что родители знали на протяжении многих столетий: когда в груди молодого человека или девушки вспыхивает искра любви, жизнь становится совершенно иной.
Поскольку Бог – есть любовь, мы, будучи Его чадами, тоже есть любовь, и чем мы к Нему ближе, тем больше будем любить своих жен и мужей.
Исследование открыло и то, что в полигамных культурах, где мужчина берет в жены несколько женщин, все-таки в большинстве случаев существует одна жена, особенная, та, которую он по-настоящему любит. Например, среди полигамных фермеров Кении распространен такой обычай, согласно которому «в первый раз мужчина почти всегда женится из практических соображений. Если же в дальнейшем он в состоянии содержать нескольких жен, то женится уже по любви, руководствуясь чувствами». Один восьмидесятилетний кениец с огромным теплом говорил о своей четвертой жене: «Она была женой моего сердца… Я мог смотреть на нее, а она на меня, и нам не нужны были слова, достаточно было улыбок».
Именно такие взгляды, улыбки, нечто необъяснимое и составляют химию любви в том виде, в котором она существует в мире. Самый древний учебник о супружестве, Библия, уделяет любви огромное внимание, а также ее месту во взаимоотношениях между мужем и женой. И хотя в Ветхом Завете очень многие браки совершались по договоренности, нет никаких сомнений в том, что когда Павел писал свои послания, он был уверен в том, что любовь, преданность и забота, были единственным не только желательным, но и необходимым скрепляющим составом. Он прочно соединял взаимоотношения супругов, причем совершенно неважно каким образом они встречались и женились.
Новый Завет постоянно говорит о том, чтобы мужья и жены любили друг друга. Павел особо выделил это:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова…»
(Ефесянам 5:25-26).
А когда Павел писал Титу, молодому человеку, пастору церкви, призванному следить за нравственностью людей, то дал ему четкие инструкции о том, что пожилые женщины должны учить «…молодых любить мужей, любить детей…» (Титу 2:4). Стала ли романтическая любовь той искрой, которая привела двух человек к алтарю, или нет, мы не знаем. Но совершенно очевидно то, что искра любви все-таки может быть зажжена, и любовь может превратиться в некую химию, которая делает взаимоотношения живыми и наполненными смыслом.
В теннисе, например, любовь ничего не значит – в браке же она значит все. Любовь – это Божий ответ одинокому человеческому сердцу и дверь, ведущая в наполненные глубоким смыслом взаимоотношения.
Подумайте об этом:
1. Выберите время, чтобы изучить (Ефесянам 5, начиная с 18 стиха. Обратите внимание на то, что Павел велел мужьям любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь. Скажите, по-вашему это что-то из области научной фантастики или этого действительно можно достичь? Как вы полагаете, мог бы Бог попросить нас сделать то, что было бы нам действительно не по силам?
2. В Книге Руфь (отрывки из которой вы должны будете прочесть сегодня), описана красивая история о преданности. Она хоть что-то говорит вашему сердцу?
Прочитайте Библию:
У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз.
И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя. Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова.
И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это молодая женщина?
Слуга, приставленный к жнецам, отвечал и сказал: эта молодая женщина — Моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей Моавитских; она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится [здесь] с самого утра доселе; мало бывает она дома.
И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои.
Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка?
Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!
Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих.
И сказал ей Вооз: время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус. И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась, и еще осталось. И встала, чтобы подбирать. Вооз дал приказ слугам своим, сказав: пусть подбирает она и между снопами, и не обижайте ее; да и от снопов откидывайте ей и оставляйте, пусть она подбирает, и не браните ее.
Так подбирала она на поле до вечера и вымолотила собранное, и вышло около ефы ячменя. Взяв это, она пошла в город, и свекровь ее увидела, что она набрала. И вынула [Руфь из пазухи своей] и дала ей то, что оставила, наевшись сама.
И сказала ей свекровь ее: где ты собирала сегодня и где работала? да будет благословен принявший тебя! Руфь! объявила свекрови своей, у кого она работала, и сказала: человеку тому, у которого я сегодня работала, имя Вооз.
И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников. Руфь Моавитянка сказала: он даже сказал мне: будь с моими служанками, доколе не докончат они жатвы моей.
И сказала Ноеминь снохе своей Руфи: хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут оскорблять тебя на другом поле. Так была она со служанками Воозовыми и подбирала [колосья], доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жила у свекрови своей.
(Руфь 2:1-23).