Когда фарисеи задали Господу Иисусу Христу вопрос о неразрывности и святости брачных уз (Матфея 19:3-12), Он, отвечая, сослался на основное учение Бога из Книги Бытие. Он мог бы привести в пример известные Ему идеи о браке, распространявшиеся мыслителями Его времени. Было бы естественно, если бы Он повторил учение кого-либо из знаменитых раввинов, таким образом вступив в спор с фарисеями (чего, по-видимому, и ожидали задавшие вопрос). Или же Он мог бы развлечь собеседников, изложив поистине удивительные взгляды на традицию брака, свойственные разным культурам и временным периодам.
Тем не менее Он решительно сослался на Бытие, тем самым определив точку зрения, с которой мы должны рассматривать библейские основы брака и семьи.
Первый фрагмент, который Господь наш упоминает в ответ на вопрос о браке, — это Бытие 1:27.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
(Бытие 1:27)
Без сомнения, некоторые из слушателей были удивлены этим ответом, потому что многие из них не увидели прямой связи между этим отрывком и темой разговора. Как бы то ни было, в свете использования Господом нашим этого фрагмента и с помощью других отрывков Писания становится ясно, что Бытие 1:27 — это ключ к нашему пониманию библейского отношения к браку. Давайте разберемся, каково значение этого стиха для понимания Божьего замысла брака.
Во-первых, обратите внимание на природу созидательной работы Бога. Если бы человек был всего лишь животным, продвинувшимся дальше всех в длительном процессе эволюции, к браку тоже следовало бы относиться как к несовершенному, развивающемуся явлению. Если же человек, напротив, является особенным созданием, сотворенным по образу и подобию Создателя, тогда получается совсем другая картина. Приобретают громадное значение такие вопросы, как мораль, ответственность перед Богом и выполнение Божьих велений.
Строки из Книги Бытие ясно показывают нам, что брак был частью творческого замысла Бога. Не человек решил, что мужчина должен объединиться с женщиной для совместной жизни во славу Бога. Эта идея принадлежала Богу. Таким образом, как часть процесса Творения брак по образцу, задуманному Богом, становится примером для всего человечества.
Во-вторых, важно, что Бог сотворил одного мужчину и одну женщину. Тот факт, что Бог не создал одного мужчину и трех женщин (или двух мужчин, или двух женщин, или любое другое сочетание), но создал одного мужчину и одну женщину, ясно показывает нам, каков Его замысел брака. Различия между полами являются основой библейского брака. Любая сила или идеология, которая не признает различия между полами, выступает против библейского брака.
В-третьих, в свете процветающей в наше время путаницы в различиях между полами, следует заметить, что в замысел Бога входило создание принципов мужественности и женственности. Бытие 1:27 дает нам основание утверждать, что если вы родились мужчиной, значит, Бог этого хочет; а если вы родились женщиной, значит, Бог хочет видеть вас женщиной.
Путаница между полами и отказ от своего пола противоречат учению Слова Божьего. В Писании ясно и однозначно сказано, что Сам Бог задумал и сотворил разделение полов. Он ясно заявил об одинаковой ценности и значимости мужчин и женщин. Кроме того, Он запланировал для мужчин и женщин разные функции в браке и семейной жизни.
Прежде чем продолжить наше изучение, обратите внимание на стих Бытия 1:28. В мире, полном несчастий и трагедий, связанных с семейной жизнью, неплохо было бы почаще вспоминать этот стих. Помните, что первым проявлением отношения Бога к Его творению и соединению мужчины и женщины в браке было благословение:
«И благословил их Бог»
(Бытие 1:28).
В дальнейшем тексте Писания нет никаких указаний на изменение этого изначального отношения — благословения Богом брака. Однако чтобы это благословение действовало, надо, чтобы мы выполняли требования Бога и соответствовали Его замыслу. В этой области намерения Бога столь же определенны, как и в других. Он дал нам путь к благословению, но мы можем идти в другую сторону, отказавшись от благословения. Одна из задач данного курса — познакомиться с тем, что говорит Писание о браке и семейных отношениях, постараться следовать этим требованиям и таким образом получить Божье благословение.