В последних двух стихах (39-40) 1 Коринфянам 7 Павел подводит итоги, перечисляя ряд важных принципов, касающихся брака и семейной жизни.
Во-первых, он говорит о постоянстве и неразрывности брачных уз: «Жена связана законом, доколе жив муж ее». Обратите внимание: слово связана здесь указывает на брачные узы. Это образное сравнение, относящееся к браку, синоним брачных отношений.
Во-вторых, Павел признает, что от брака партнеров освобождает только смерть одного из них. Об этом говорится во всем Новом Завете, который настоятельно подчеркивает нерасторжимость брака.
В-третьих, Павел утверждает, что физическая смерть супруга полностью освобождает человека от обязательств брака и вдовец или вдова имеет право вступить в новый брак. Об этом сказано и в других местах Писания (Римлянам 7:2).
Мы должны прокомментировать еще два момента, упомянутых в 1 Коринфянам 7.
Во-первых, Павел приводит пример повторного брака вдовы. Он говорит, что после смерти мужа она имеет право выйти замуж за кого пожелает. Брак — это сознательный выбор. Ранее мы заметили, что отношения в семье слишком священны для Бога, чтобы вступать в брак по принуждению. Интересно также, что Павел подчеркивает свободу выбора женщины, несмотря на то что в тогдашнем обществе выбор часто делался семьей невесты.
Во-вторых, в последней строке этого стиха (7:39) сказано, что выбор верующим партнера для брака ограничен: «только в Господе». Верующий может вступить в брак только с верующим. Вне этого круга верующие не могут выбирать себе супруга, потому что Бог не одобряет неравный брак. Внутри же круга верующих мы можем выбирать кого угодно.
Иногда, давая молодым людям наставления насчет брака, мы навязываем им мысль о том, что «у каждого из нас на свете только одна половинка». Это преувеличение, подобное учение может привить нездоровое отношение к завету брака. Часто люди, которые верят в «единственного и неповторимого» партнера, говорят: «Я думал, что нашел свою половинку, — а это не она…», — оправдываясь, когда в их брачных отношениях возникают проблемы. В результате человек впадает в отчаяние или разочарование. Важно помнить, что Писание не поддерживает это потенциально вредное учение.
Так что же представляют собой истинно библейские отношения в браке? Писание представляет брак как отношения между людьми, сделавшими сознательный выбор. Эти отношения должны вырабатываться и строиться на основе преданности и завета. Люди, понимающие Писание и вступающие в брак на библейских основаниях, хранят верность друг другу, как бы ни была сложна жизнь и какие бы испытания ни встречались на их жизненном пути. Библейский брак не случается сам по себе. Это не совпадение и не уловка.
Современное представление о «любви с первого взгляда» не является достаточным основанием для брака. Библейский брак — это результат Божьего благословения и наставления в выборе, преданности и верности. Семья находит свое основание и силу в твердости библейского завета отношений в браке.
Завершая наш краткий курс, мы пожелаем вам, чтобы вы стремились к дальнейшему изучению Слова Божьего. Прежде всего пусть Бог пошлет вам возможность жить в сознании Писания и подчиняться его власти. Да проявим мы свою преданность Богу, слушаясь Его Слова в браке и семейных отношениях, и да пошлет Он нам Свое благословение.