Хотя чаще всего отношения между мужем и женой описываются как главенство одного и подчинение другого, не будем забывать, что Библия предписывает мужу обязанность управлять домом (1 Тимофею 3:5) — и вменяет в обязанность жене управлять домом (1 Тимофею 5:14).
Основное значение слова, которое переводится здесь как управлять, — повелевать, безраздельно владеть. Мы склонны с опаской относиться к идее владычества, но владыка — это всего лишь человек, несущий личную ответственность. Павел описывает мать и жену как владычицу дома, это яркое и образное выражение.
В своем доме женщина обладает полнотой власти. Она не приравнивается к детям. Она имеет естественное библейское право принимать решения во всех областях домашней жизни. Мудрый муж будет поощрять и усиливать авторитет жены в доме. Это особенно важно, если в доме есть дети. Полезно будет понять, чем отличается управление мужа от управления жены, обратившись к примеру. Скажем, возьмем президента и декана колледжа.
Президент руководит деятельностью колледжа в целом. Он не принимает сам все решения и не выполняет сам всю работу. Под его руководством действует много ответственных людей, которые самостоятельно принимают решения. Но, как старший, президент несет ответственность за всю работу колледжа и его управление.
Декан может быть назван «владыкой» колледжа. Его роль подобна роли жены в доме, описанной в 1 Тимофею 5. Декан обладает личной властью, может даже исключить учащегося. Декан — это не президент, но он принимает важные решения и совершает ответственные поступки. Мудрый президент не будет относиться к декану как к одному из студентов, потому что декан обладает авторитетом и властью. Так же невозможно себе представить декана, который подрывает авторитет президента.
В этом примере и декан, и президент действуют согласно своим ролям. Если кто-то будет вести себя произвольно, начнется хаос и цели обучения не будут достигнуты. Так же обстоят дела и в доме, который устроен согласно Библии. Муж председательствует (1 Тимофею 3:5), а жена властвует (1 Тимофею 5:14). Муж не должен относиться к жене как к одному из детей, ибо она обладает в доме авторитетом. Жена, которая старается жить по Библии, будет выполнять предписанные ей Богом функции под руководством мужа.
Мы еще не исчерпали тему обязанностей жены в доме. Как и в случае с мужем, мы вернемся к этому вопросу, когда будем говорить об ответственности родителей.
Обратите также внимание, что Писание не принижает роли жены и не отводит ей второстепенный план. Хотя в западном обществе распространено такое мнение, Слово Божие представляет роль жены — хранительницы дома как занятие уважаемое и почетное. Вспомним, как Павел наставляет Тита (Титу 2:4-5): молодых женщин в церкви надо учить выполнять обязанности по дому.
Изучив истинно библейское представление о положении жены в доме и ее роли в организации домашнего хозяйства, серьезный читатель поймет, что в глазах Бога служение женщины мужу и дому не должно приноситься в жертву банальному увлечению заработком. Тем не менее Писание отмечает, что праведная женщина (Притчи 31) имеет силы и способности принести пользу обществу. Она продает покрывала, которые сама делает (стих 24), и реализует задуманное, приобретая поле под виноградник (стих 16). Этот пример должен предостеречь нас: не следует запрещать верующей женщине работать и приносить пользу обществу своим трудом.