Авраам после смерти своей жены, Сарры, остался в полном одиночестве в чужой стране; старик, который не в состоянии был позаботиться о себе самом. Авраам знал, что его собственная жизнь близится к концу, и поэтому чувствовал, что должен исполнить свои обязанности в отношении обеспечения будущей жизни сына, чтобы тот мог стать продолжателем рода. В те дни на отцов возлагалась ответственность за устройство брака детей. Это было обычным явлением, и до сих пор в некоторых странах именно таким образом устраиваются браки.
Например, в Индии. У меня есть друг индиец, женившийся на девушке, которую он ни разу не встречал до того, как его семья устроила их встречу и брак. Согласно индийской культуре, в этом нет ничего необычного и, как мне кажется, супруги очень счастливы.
Итак, Авраам посылает в другую страну своего слугу с поручением найти жену Исааку. Он жил в языческой стране и не хотел, чтобы его сын, Исаак, женился на девушке из этого народа. Авраам был озабочен тем, что было действительно важно, – духовным состоянием девушки, которая должна была стать женой его сына.
Рассказу о том, как женился Исаак, Бог посчитал нужным посвятить всю 24 главу и, притом, достаточно длинную (в ней 67 стихов). Мы попытаемся извлечь из этой замечательной истории любви несколько советов и сделать выводы относительно критериев, необходимых при поиске супруга или супруги, соответствующих воле Божьей.
Вероятно, молодым читателям хотелось бы, чтобы я по пунктам, с предельной точностью объяснил, как найти мужа или жену. Им хотелось бы, чтобы я сказал: поступайте точно так, как написано в 24 главе книги Бытие, и вы найдете себе спутника жизни. Должен признаться, что когда я был юношей, мне тоже хотелось услышать от кого-нибудь нечто подобное.
Но в Библии нет магических формул, следуя которым мы могли бы наверняка знать, как поступить в каждом отдельном случае. Скорее всего, в Библии даны принципы, которым необходимо следовать под руководством Духа Святого. И в этом существенная разница. Позвольте мне пояснить, что я подразумеваю под этим.
Во дни Иисуса фарисеи упрямо считали, что в Библии должны быть неизменные правила для каждой конкретной ситуации. И поскольку в Писании нельзя было отыскать указаний на все случаи жизни, они посчитали необходимым просто учредить свои собственные, то есть решили слегка дополнить Слово Божье.
Давайте рассмотрим пример. В Библии сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8). Мы относим это повеление к общим принципам. В нем нет особой конкретности, просто дается общее указание чтить день субботний. Дальше Бог объяснил эту заповедь, сказав, что никакая работа не должна осуществляться в этот день. Это делает заповедь более конкретной, но все равно, она остается общим принципом. В Библии не дается более точных и определенных указаний о том, что подразумевалось под словом «работа». Каждому человеку Господь предоставил право решить это самостоятельно, с помощью совести и Духа Святого. Однако фарисеям это не нравилось. Им казалось, что повеление, касающееся работы в день субботний, недостаточно конкретно и поэтому они решили определить, что подразумевается под словом «работа», чтобы Библия была яснее. В итоге они решили, что понятие «работа» нужно разделить на 39 категорий. Но даже этого оказалось недостаточно.
Каждую из этих 39-ти категорий фарисеи разделили на более специфические подразделы. Появились тысячи правил и указаний, касающихся только одной заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его». И это большое количество предписаний стало даже важнее, чем сам оригинал – заповедь, данная Богом.
Практически соблюдение этих мелочных постановлений стало невыполнимой задачей. Например, одним из 39-ти видов работы, запрещенным в субботу специальным постановлением фарисеев, было исцеление. Исцеление в субботу рассматривалось как работа, поэтому позволялось исцелять только в том случае, если жизнь человека на самом деле находилась в опасности, и то, исцелять дозволялось лишь в такой степени, чтобы не допустить ухудшения состояния больного. Рану позволялось забинтовать, но не накладывать на нее мазь; на больное ухо можно было положить вату, но при этом никаких лекарств и т.д.
В субботу запрещалось переносить тяжести и поэтому понятие «тяжесть» расшифровывалось так: «пища, вес который равен весу одной сушеной смоквы; один глоток молока; вода, которой можно увлажнить глазную мазь; чернила, которых достаточно, чтобы написать два письма». Стоит ли продолжать?
Можете себе представить замешательство и, конечно же, чувство вины у тех евреев, которые действительно хотели жить богоугодной жизнью, но не в состоянии были исполнить все эти правила и постановления и, в конце концов, не в состоянии были даже запомнить их.
Этим я хочу подчеркнуть, что когда мы изучаем Библию, нам нельзя превращать общие принципы в конкретные постановления. Но, с другой стороны, в Библии очень много конкретных повелений, например: «не кради» – очень точная по содержанию и недвусмысленная заповедь. Всегда считалось недопустимым красть, и ничего не может быть конкретнее этого.
Но вот еще одна из Божьих заповедей: «почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12), я бы и ее назвал общим принципом. Нет никаких конкретных указаний, как именно почитать отца и мать. Чтобы перечислить их, пришлось бы написать несколько книг и то, боюсь, что этого было бы недостаточно. И все по той простой причине, что родители не похожи друг на друга, не похожи между собой дети. С другой стороны, по всей вероятности, почитание твоих родителей предъявляет одни требования, а моих – несколько иные. Обстоятельства разные.
Почему я столь подробно останавливаюсь на отличии между конкретными постановлениями в Библии и общими принципами? Потому что довольно часто, и особенно в таких важных решениях, как выбор супруга или супруги, мы хотим, чтобы кто-то дал нам конкретное исчерпывающее указание, что нам делать. В какой-то степени мы боимся взять на себя такую большую ответственность, опасаемся принять ошибочное решение, страшимся, что мы поплатимся за свою опрометчивость. Однако нам нужно согласиться с истиной о том, что не существует простой системы из трех пунктов, согласно которой мы можем принять конкретные решения.
Мне не удалось прочитать на страницах Библии: «Джон, ты должен жениться на Кристин, свадьба должна состояться в Стокгольме девятого января 1982 года». Это было бы легко и просто, не правда ли? Но я никогда не находил такого стиха в Библии. Однако я женился на Кристин девятого января 1982 года, в Стокгольме, и Господь действительно сказал мне, что делать. А как? Через Духа Святого, производившего Свою работу в жизни Кристин и в моей жизни, посредством советов наших родителей, друзей и пастора, при участии целой цепи событий и обстоятельств, сблизивших нас, и нашей любви друг ко другу, которую дал нам Бог. Несомненно, Дух Святой ведет нас к принятию этого решения, но позвольте Богу сделать это Его путем. Не старайтесь связать Бога или себя списком правил, существование которых никогда не было предусмотрено в Божьих планах.
А теперь перейдем к рассмотрению тех библейских принципов, которые укажут тебе на направление, в котором ты можешь найти для себя мужа или жену. Выше уже было сказано, что рассказ о встрече Исаака и Ревекки мы не можем использовать как точную и своеобразную модель для подражания. Но из этой истории мы можем усвоить несколько общих принципов. Например, скорее всего, что ваш отец не пошлет слугу на поиски супруга для вас, как это сделал Авраам. Наша культура резко отличается от культуры того времени, и у наших отцов нет слуг, во всяком случае, у моего – нет! Но мы можем усвоить первый принцип, который содержится в указаниях Авраама его слуге: «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (ст. 2-4).
Первый, величайший библейский принцип при поисках мужа или жены – это уверенность в том, что он или она – рожденный свыше христианин. В случае, если вы думаете о браке, у вас должна быть уверенность, что ваш будущий муж или жена имеют прочную веру в Иисуса. Поговорите об этом, не считайте это само собой разумеющимся.
Когда я встретил девушку, которая в будущем стала моей женой, я жил в чужой для меня стране, в Швеции. Культура этой страны отличалась от моей; мой родной язык был другим и, подобно Аврааму, во многих отношениях я был «пришельцем в чужой стране». Но я встретил молодую девушку-шведку по имени Кристин, и оказалось, что культурные и языковые различия как-то не играли особенной роли.
Если вы когда-нибудь были влюблены, вы знаете, что я имею в виду. Ясно и понятно, что не из-за разницы культур Авраам послал слугу на свою родину, чтобы найти для Исаака жену и не брать ему жены в Ханаане. Причина была не в культуре и не в языке, а скорее, в вере. Просто в Ханаане не было верующих, но зато Авраам знал, что на его родине были верующие, и он послал туда своего слугу.
Если ты и твой будущий муж, или твоя будущая жена, не разделяете одной веры в Иисуса Христа, то у вас нет абсолютно ничего общего в духовной сфере жизни. Как будто один из вас жив, а другой мертв. И это не просто слова, это точное описание вашего положения. Возможно, вы владеете одним языком, имеете сходные вкусы и интересы, живете в одном городе и даже любите друг друга! Но если вы не разделяете веры в Иисуса Христа, у вас нет ничего, что действительно объединяет вас.
С другой стороны, вы можете быть родом из разных концов земного шара, вы можете говорить на разных языках и в ваших культурах могут быть резкие различия, но если вы разделяете спасающую веру в Иисуса Христа, тогда у вас есть очень существенная основа для единения. Я не хочу сказать, что люди с разным происхождением и культурами не встретят трудностей в притирке друг ко другу. Вероятнее всего, у них будут трудности, но это – проблемы, вполне преодолимые с Божьей помощью.
Я знаю, что у Кристин и у меня совершенно разное происхождение, но потому что и она, и я любим Господа, мы смогли с Его помощью стать счастливыми и иметь согласие в браке. И это так в наивысшей степени благодаря тому, что мы поняли этот важный, великий библейский принцип, записанный Апостолом Павлом: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными».
Интересно одно ветхозаветное постановление (Второзаконие 22:10), в котором сказано: «не паши одновременно на воле и осле». Но это невозможно и настолько очевидно, что многим людям нет нужды напоминать об этом. Требуется лишь немного здравого смысла, чтобы не ставить вола и осла или еще хуже, верблюда, в одну упряжку. Таким же образом не требуется большого ума, чтобы понять, что не следует соединять под одним брачным ярмом верующего с неверующим. Их духовные воззрения просто несовместимы. Два совершенно разных творения, которые стараются потянуть один и тот же плуг. И что еще хуже, один из них мертв, «мертв по преступлениям и грехам».
Я знаю, что найдутся люди, которые будут ссылаться на примеры, что, мол, они знают кого-то, ставшего под чужое ярмо, вступившего в брак с неверующим, и вышло совсем даже неплохо, или, по крайней мере, как они утверждают. Другие скажут: «Если мы поженимся, мне будет легче привести его или ее к Господу». Но Библия говорит, что ничего хорошего из этого не получится, и, что касается меня, то я бы предпочел прислушаться к совету Господа. Ведь Он с давних пор занимается свадьбами, с тех пор, как совершил первый брак в Едемском саду. Господь учредил брак для блага людей, и Он считает, что это лучшее для нас.
Итак, первый принцип, который мы усвоили из истории о поиске жены Исааку, заключается в том, что верующему всегда следует вступать в брак с верующим. И не основывайся на предположениях; убедись в том, что человек, с которым ты намерен вместе шагать по жизни, действительно христианин. Одно только то, что он или она ходит в церковь и говорит правильные слова, не всегда означает, что этот человек действительно знает Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Если ты не уверен, то подожди до тех пор, пока не убедишься. Не торопись сделать шаг, о котором позже будешь жалеть. Сколько людей, легкомысленно вступив в брак, слишком поздно узнали, что их супруги всего-навсего успешно сыграли роль, но на самом деле не были верующими.
Спросить у Господа – лучший способ узнать, с подходящим ли человеком ты вступаешь в брак, потому что Он знает лучше кого-либо из людей. Господь сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоанн 10:14). Господь знает тех, которые принадлежат Ему, и тех, которые – ничто иное, как волки в овечьей шкуре, поэтому проси совета у Господа! Это второй принцип в вопросе поиска супруга или супруги.
Когда слуга Авраама отправился в путь, чтобы найти жену для Исаака, он не имел понятия о том, кто будет подходящей невестой. Единственное, что он знал, это то, что она должна быть верующей. Но, наверное, там было много верующих? В таком случае, на ком остановиться? Как часто молодежь задает этот вопрос: кто подходящая жена, кто подходящий муж для меня?
Когда я сам был на том месте, где сейчас находятся многие из моих молодых друзей, я нашел большую помощь и ободрение в молитве. И я не имею в виду того, что в молитве я постоянно спрашивал у Господа: «Какая девушка подходит мне? » Это Он в свое время откроет тебе, нам не нужно торопить Господа. Скорее, в молитве я делился с Господом тем, что было у меня на сердце. Господь хочет, чтобы мы поведали Ему все, что переживаем, чтобы обращались к Нему тогда, когда становится трудно и сложно. Просто расскажи Ему о том, какие у тебя представления о хорошей жене или о хорошем муже, и спроси Его мнения об этом.
Бесспорно, что Бог – великий и всемогущий Владыка на небесах, но одновременно, Он и Друг, который хочет, чтобы мы поделились с Ним тайнами нашего сердца.
Когда слуга Авраама пришел к колодцу, у которого деревенские девушки наполняли свои ведра, он все еще был в замешательстве. Столько девушек, какую же избрать для Исаака, сына господина своего Авраама? Итак, он остановился, чтобы помолиться. «И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать воду. И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом» (Бытие 24:11-12).
Потом слуга помолился более конкретно и попросил дать ему знамение. Вот как он помолился: «Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (ст. 13-14).
Читатель может подумать: «Значит, и я попрошу Господа о знамении. Первая девушка, которая подойдет ко мне и спросит, хочу ли я пить, будет подходящей женой»! Сколько раз мы просили о таких знамениях! И я не говорю, что Господь никогда не дает знамений, но я убежден, что для этого должен быть особый случай. Господь хочет, чтобы в этом вопросе мы научились принципам из Его Слова и чтобы уповали на руководство Духа Святого.
Вы должны согласиться, что слуга Авраама был в довольно затруднительном положении. Ему предстояло выбрать жену для другого человека. Если бы мне пришлось искать для кого-то жену, то я бы тоже стал просить о знамении!
Опять-таки, я не хочу сказать, что вообще не следует просить о знамении. Мы можем и мы должны рассчитывать на определенные подтверждения от Господа, но, в первую очередь, должны позволить Ему сделать это по-Своему, то есть на Его условиях, а не на наших. Мы склонны вначале просить о знамениях, а потом приходить к Господу в искренней молитве. Давайте будем вначале молиться и искать познания воли Божьей, давайте будем беседовать с Господом о ней, а если вам нужно знамение, Отец Небесный пошлет его вам.
И еще одно, последнее напоминание. Бог не пытается скрыть Свою волю от вас. Очень многие думают, что они должны как-то обмануть Бога, чтобы Он открыл им Свою тайную волю. Послушайте, Он намного больше хочет, чтобы вы познали Его волю, чем вы или я когда-либо желали этого. И Он хочет, чтобы вы приняли правильное решение. Так что, если можно так сказать, не «припирайте Бога к стенке», чтобы заставить Его показать, как вам поступить. Он дал нам Свое Слово, Он дал нам ряд очень практичных принципов, которым мы должны следовать, и самое наилучшее, Он дал нам живущего в нас Духа Святого, который помогает нам и все разъясняет. И если вы заняты поисками супруга или супруги, следуйте этим двум принципам: выберите христианина и ожидайте ответа от Господа.
Как только верный слуга Авраама помолился Господу и попросил Его помочь найти жену сыну своего хозяина, Исааку, к источнику, у которого он отдыхал, подошла красивая молодая девушка. О том, что произошло дальше, мы читаем с 17-го стиха:
«И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило, и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; и сказал: чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?»
Обратили ли вы внимание на 21-ый стих? «Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет».
Слуга Авраама молчаливо наблюдал за девушкой, чтобы понять, что же она собой представляет. Он наблюдал за тем, как она работала, и заметил ее вежливость и щедрость. Зачем он это делал? Он хотел убедиться, соответствует ли она образцу богобоязненной жены, то есть Божьим стандартам. И в этом заключен третий из рассматриваемых нами принципов.
Мало того, этот посланец Авраама не останавливается на увиденном и обращается к ней с вопросом: «Чья ты дочь и есть ли в доме отца твоего место для нашего ночлега?» Таким образом, у слуги Авраама появилась возможность понаблюдать за этой девушкой в домашней обстановке. А как она ведет себя дома? Уважает ли она своих родителей так же, как приезжих людей? Такая же она гостеприимная в доме, как у ручья, или нет?
Принимая решение относительно брака, слуга Авраама использует очень важные принципы. Перед тем, как принять окончательное решение, он старается узнать о девушке как можно больше. Заметьте, «перед тем», но не «после того», потому что когда вы вступите в брак, может случиться, что вы узнаете о своем спутнике жизни очень много такого, что предпочли бы знать до того, как решили объявить о свадьбе. Постарайтесь именно до свадьбы убедиться в том, что человек, с которым вы намерены вступить в брак, соответствует Божьим стандартам.
Сказанное относится в равной мере и к девушкам. Не думайте, что только потому, что кто-то делает вам предложение, он уже стоит того, чтобы выйти за него замуж. В первую очередь, постарайтесь узнать о нем все, что только возможно. Слуга Авраама наблюдал за тем, как Ревекка работает, как ведет себя вне дома и внутри его и все это время старался понять, что собой представляет эта девушка. Но только после того, как он убедился, что она действительно боится Бога, является честной и достойной уважения, и было принято само решение.
У меня есть практический совет для вас. Возьмите карандаш, лист бумаги и перечислите все качества, которые вы хотели бы видеть в человеке, с которым намерены вступить в брак. Затем откройте вашу Библию и перечислите все те качества, которые Бог считает важными для христианина. Сделав это, спросите у самих себя: соответствуют ли ваши собственные стандарты библейским стандартам. А может быть, вам так не терпится жениться или выйти замуж, что вы позволили себе слегка занизить их?
Когда мы влюблены или начинаем отчаиваться, потому что, как нам кажется, время уходит, у нас появляется тенденция оправдывать свои поступки и занижать свои стандарты. Не допускайте этого. Божьи стандарты должны быть вашими стандартами, и ваша обязанность – придерживаться их.
Я знаю, что все мы грешники, и ни один из нас не может жить в точном соответствии совершенным Божьим образцам, но мы должны стремиться к их исполнению, мы должны стремиться к цели, как Апостол Павел пишет в Послании к Филиппийцам: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:12-13).
Стремится ли к этой цели человек, о котором вы думаете как о будущем муже или жене? Если нет, то проблема налицо. Друзья, я не пытаюсь разочаровать вас или усложнить путь к принятию решения. И, конечно же, Бог не хочет этого. Больше, чем вы себе можете представить, Он хочет, чтобы вы были счастливы и чтобы ваши желания осуществились. Но Господь также знает, что вы можете быть счастливыми и удовлетворенными только тогда, когда повинуетесь Ему и живете в соответствии с Его стандартами.
Четвертый принцип, которым очень часто пренебрегают в наше время, мы находим в 49 стихе, когда слуга Авраама спрашивает совета и одобрения у семьи Ревекки. «И ныне скажите мне, – попросил он, – намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? Скажите мне, и я обращусь направо или налево».
Как видите, слуга Авраама уже готов был уйти с пустыми руками, без Ревекки, если бы не было согласия со стороны семьи. Решение было довольно рискованным, не правда ли?
А что если семья Ревекки даст отрицательный ответ? Ну, а что если бы родители Кристин сказали: «Нет!», когда я спросил позволения вступить в брак с ней? Что тогда? Трудно сказать, чтобы я делал в таком случае, но этот вопрос кажется мне неуместным, потому что я верю, если Бог благословляет намерения желающих вступить в брак,родители тоже одобрят их. «И отвечали Лаван и Вафуил (то есть брат и отец Ревекки), и сказали: от Господа пришло это дело, мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот, Ревекка пред тобою, возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь» (Бытие 24:50). Вы слышали? «От Господа пришло это дело, мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго». Иными словами: так как Господь уже решил этот вопрос, мы не можем препятствовать Его решению. В семье Ревекки понимали, что это было от Господа, как они выразились, поэтому как они могли сказать «нет»?
Давайте остановимся и постараемся войти в положение родителей. Для родителей всегда очень трудно отпустить своих детей, особенно дочерей, отдав их в руки незнакомца. Будем откровенны, возможно, родители девушки, на которой ты хочешь жениться, знают тебя, и тем не менее во многих отношениях ты для них незнакомец. Такой же незнакомец, каким был Исаак для родителей Ревекки.
На минуточку подумайте о чувствах родителей: они кормили, одевали свою дочь и заботились о ней, скажем, на протяжении двадцати лет. Она выросла у них на глазах, они помогали ей, когда необходима была их помощь, нежно любили и всегда старались защитить от опасности и беды. И вдруг появляется молодой человек, мечтатель с большими надеждами, во многих отношениях не особенно зрелый, который говорит родителям девушки, что любит их дочь больше, чем они.
Позволить ли им вступить в брак? И родители должны сказать: «да» или «нет», а возможно, на время отложить ответ. Какое нелегкое решение! Если лично вам, молодые люди, представляется очень трудным делом принять решение, то подумайте о родителях! Не будьте слишком суровы к ним, для них это очень непростой шаг. Но, как я уже сказал раньше, если Господь одобряет ваши брачные планы, я уверен в том, что одобрят их и ваши родители.
Это может быть мгновенное и единодушное одобрение, как в нашем примере, в другом случае родители могут предложить подождать или попросить об определенных доказательствах серьезности и зрелости вашего намерения, а также способности проявить заботу об их дочери. И это право родителей. Им необходимы определенные гарантии, но, в конце концов, если это от Господа, они одобрят ваши планы.
Еще до того, как родители Кристин одобрили наши намерения вступить в брак, мы знали, наш брак был волей Божьей для нас. Но в тот день, когда на кухне отец Кристин сказал: «Добро пожаловать в нашу семью!» – у нас не оставалось никаких сомнений в том, что все будет в порядке и в дальнейшем. С приближением дня нашей свадьбы и даже после этого, нас утешала и подкрепляла родительская поддержка. Поэтому всем решающим брачный вопрос я бы советовал не пренебрегать этим важным библейским принципом: спросить и получить одобрение родителей до вступления в брак.
Вернемся к 24 главе книги Бытие. Я хотел бы обратить внимание еще на один важный, уже пятый по счету принцип. Получив одобрение семьи Ревекки, слуга Авраама готов был отправиться в обратный путь и порадовать Исаака невестой, но давайте прочтем, что сказано дальше: «Когда же встали поутру, то он (т.е. слуга) сказал: отпустите меня к господину моему. Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь».
Да что же это все значит?! Что случилось? Неужели родители Ревекки передумали? Фактически, когда я думаю о том, что произошло, мне кажется, что родители Ревекки, и особенно мать, не готовы были расстаться с дочерью, для них мысль о ее замужестве была слишком новой. В основном, это – эмоциональная проблема. По всей вероятности, мать Ревекки думала: еще хотя бы десять дней, тогда и я, и дочь были бы лучше подготовлены к разлуке. Дорогие родители, слушайте внимательно: десяти дней никогда не будет достаточно, чтобы подготовить детей и себя к такому ответственному шагу в жизни, как брак. Такая подготовка, в буквальном смысле, требует всей жизни.
Наверное, это не утешительно, но с того самого дня, когда в вашей семье появился ребенок, Бог возлагает на вас ответственность начать готовиться к тому дню, когда он оставит семью, в которой вырос, чтобы основать свою собственную. Этот процесс начинается с момента рождения ребенка. Все это может показаться неблагодарной работой, вы скажете, неужели мы растим его, чтобы он или она были готовы оставить нас? Совершенно верно, родители имеют не только преимущества, на них возлагаются и определенные обязанности. Зная это, мы, родители, должны использовать каждую возможность, каждую минуту, чтобы подготовить к этому ответственному дню свое дитя, чтобы в тот день, когда появится молодой человек и попросит руки вашей дочери, вы были готовы и могли сказать: «Да благословит вас Господь! Нам не хочется расставаться, но мы знаем, что Господь поможет вам, и Он также поможет нам».
Слуге Авраама пришлось довольно резко поговорить с матерью Ревекки, он сказал: «Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему. Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду. И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его. И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!»
Когда люди решают основать семью, они должны принять решение оставить своих родителей. Это очень важно. Если вы хотите вступить в брак, у вас должна быть уверенность, что вы созрели для этого и готовы к полной ответственности за себя и свою супругу.
Итак, вот они, пять основных библейских принципов, которые необходимо учитывать при решении брачного вопроса:
– изберите верующего и убедитесь, что вы разделяете ту же веру в Иисуса Христа;
– молитесь о принимаемом решении, постарайтесь узнать мнение Господа по этому поводу;
– постарайтесь еще до свадьбы узнать все возможное о человеке, с которым намерены вступить в брак;
– спросите у родителей разрешения на замужество или женитьбу и дождитесь их одобрения;
– оставьте родительский дом, в котором вы выросли, и возьмите на себя полную ответственность за свою семью.
Если вы честно и искренне будете стараться следовать этим пяти принципам, я могу заверить вас, что Господь благословит вас.
Хотите ли вы повиноваться Слову Божьему? Если да, то обратитесь к Нему в молитве помочь вам жить согласно принципам, данным нам в Его Слове:
«Мой дорогой Отец Небесный, я хочу поблагодарить Тебя, что Ты не оставляешь меня без наставления и помощи, когда я принимаю самые различные решения. Благодарю за Твое Слово и за Духа Святого, живущего во мне. Благодарю Тебя за принципы, которые я усвоил из повествования об Исааке и Ревекке. Господи, я хочу исполнить Твою волю, помоги мне быть терпеливым и помоги прислушиваться к Тебе, когда Ты обращаешься ко мне, даруй мне также желание повиноваться. Я особенно молюсь о тех, Господь, кто сейчас решает брачный вопрос. Окажи им Твою милость и Твое особое водительство в момент принятия таких важных решений. Прошу об этом во имя Иисуса Христа. Аминь».