Кто-то сказал, что дети подобны сырому бетону. Я хорошо помню, как, будучи детьми, мы радовались, когда нам удавалось обнаружить место, где велись строительные работы, на которых использовали бетон. Когда рабочие отвлекались, или были заняты чем-то другим, мы умудрялись пробежать по свежему раствору, чтобы оставить на нем отпечаток своего ботинка, руки, или же своих инициалов.
Иногда случалось, что мы были пойманы на месте преступления, и, сказав нам несколько строгих слов, работники заглаживали еще не успевший застыть бетон. И все было по-прежнему. Но если наши детские выходки не были обнаружены и бетон подсыхал, то сделанные нами отпечатки оставались и, наверное, до сих пор находятся там. Точно так же следы, оставленные на детском характере, словно застывший бетон, остаются затем на всю жизнь. Это очень меткое сравнение, и нас, родителей, оно должно наполнить чувством большой ответственности.
Почти у каждого человека есть желание оставить после себя след для будущих поколений. Может ли быть лучшая возможность, чем возможность оставить добрый след в жизни своих детей? И это не только возможность, это наша обязанность. Если мы не сделаем этого, кто-то другой оставит свой след на сыром бетоне податливых характеров наших детей.
Какие возможности есть у родителей, чтобы пробудить в сердце ребенка сознание о Боге? В Новом Завете нет понятия «ходить в церковь», так как мы, христиане, сами являемся этой церковью. Вся жизнь христианина должна быть богослужением, если он живет по воле Божьей; и для того, чтобы церковная жизнь была полноценной, мы, в первую очередь, должны научиться правильно управлять нашими семьями.
Обратимся к Ветхому Завету, чтобы поближе рассмотреть древнееврейский закон и его значение для сегодняшней семьи. Я использую двенадцатую главу книги Исход, где идет речь об обряде, относящемся к празднику Пасхи: «Пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство… пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… и увижу (Господь) кровь и пройду мимо вас».
Несмотря на то, что почти каждый верующий понимает образное значение этого обряда и видит в нем пророческое указание на смерть Иисуса Христа, но, по всей вероятности, не всем понятно, что пасхальный Агнец – это избавление не только отдельных личностей, а целых семейств. Подтверждается такой вывод выражением «по агнцу на семейство», что объясняет, почему дальше написано: «И когда скажут вам дети ваши: Что это за служение? Скажите: Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил» (ст. 26-27).
Из этого библейского отрывка мы ясно видим, что Бог благословляет семью через верующего отца, который мажет кровью Агнца косяки дверей своего дома в знак послушания Божьему повелению. Сегодня верующие родители могут до некоторой степени позавидовать возможности, которая представлялась родителям-евреям для обеспечения ими безопасности своих семей. Но разве в наши дни верующие родители не имеют права с твердой верой поставить своих детей под кровь Агнца? Конечно же, имеют.
Иисус Христос является нашим пасхальным Агнцем. Ведь в Новом Завете, заключенном с Богом, кровь Христа и до настоящего времени имеет силу спасать, и мы все еще можем применять принцип пасхального Агнца в наших семьях. За верующим отцом остается право и обязанность верой получать защитное действие крови Агнца для своего дома.
В этом великая милость Божия, что, будучи отцом, своей верой я могу получить очищающую силу крови Спасителя не только себе, но и всему дому. Родителям-евреям приходилось ежегодно обновлять помазание кровью. Но кровь Агнца Иисуса была пролита раз и навсегда. И мы, отцы, верой можем ежедневно обновлять посвящение своего дома и семьи Господу; Кровь Агнца Божьего спасает нас и наших детей. Верой мы можем без сомнений ожидать, что чудное искупительное действие крови произведет свою работу и окажет влияние на все области семейной жизни, чтобы в семье были освящены все отношения, и каждый ребенок мог сознательно посвятить себя Господу.
Я слышу возражения: «Но разве моя вера может спасти моих детей? Они ведь должны самостоятельно принять Христа своим личным Спасителем?!» Да, совершенно верно! Поэтому Господь и добавил уже приведенные слова: «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» Скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил» . Заметьте, что Бог повелел родителям рассказать об этом своим детям и научить их. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая» (Титу 2:11). Обучение детей занимает важное место в становлении их духовного облика. Наша вера должна сопровождаться подробным объяснением и обучением.
Итак, мы видим, что родители не только должны поступать, как священники ради получения спасения их семьями, но и как учителя, чтобы научить своих детей, в чем состоит значение крови Агнца. Ведь ребенок не сможет принять дар спасения, обеспеченный ему верой родителей, если он о нем ничего не знает. Поэтому нам, родителям, необходимо просить у Бога мудрости, чтобы Он помог нам объяснить детям, что совершила для них кровь Христова, чтобы они познали и полюбили Бога, который все сделал для их спасения, прежде чем они даже узнали о Нем.
Когда я думаю об обязанностях родителей, и не просто родителей, а родителей-христиан, то у меня возникает множество вопросов, каким образом я могу соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ним. Здесь важно подчеркнуть, что воспитание детей, руководство семейной церковью, различные предпринимаемые нами усилия, чтобы привести детей к Господу – все это обязанности, выполнение которых нам самим не под силу. Без содействия живущего в нас Духа Святого мы ничего не сможем добиться. И это первое условие для того, чтобы привести своих детей ко Христу.
Только возрожденным родителям-христианам поручает Господь привести ребенка к познанию Бога. Только родители, которые живут верой и поступают по вере, смогут послужить примером, способным побудить ребенка к принятию дара спасения.
Какое преимущество, какая честь, что Бог доверил нам, родителям, эту великую ответственность – быть священниками в наших семьях. Сознание того, что Бог поручил нам это, побуждает с еще большим дерзновением и убежденностью проводить беседы с нашими детьми и с большой верой молиться Богу об их спасении.
Враг хочет посеять в наших сердцах смущение и сомнение, что, мол, дети сами решают, хотят ли они стать христианами или нет. Следует воспитывать их в нейтральном духе! Но в действительности не существует такого нейтрального воспитания. Если мы не оказываем положительного влияния на ребенка, то он попадает под негативное воздействие мира.
Следующее преимущество родителей – это возможность оказать естественное влияние на своих детей. Родители любят своего ребенка и желают ему всего самого доброго, а ребенок, в свою очередь, проявляет полную преданность родителям, и, видя пример их веры в Бога, сам захочет стать таким, как они, чадом Божьим. Правда, некоторые видят в этом злоупотребление детской привязанностью к родителям и желание настоять на своей родительской воле.
В свете учения Библии, утверждающем, что спасение возможно только по инициативе Духа Святого, мы должны рассматривать родительское влияние как одно из самых эффективных звеньев в цепи методов и средств, используемых Духом Святым для привлечения душ к Богу. Конечно же, случается, что этим влиянием злоупотребляют, но мы надеемся, что это скорее исключение, чем правило.
Итак, на этом ветхозаветном еврейском обряде мы еще раз имеем возможность убедиться в том, какое большое значение Бог придает семье, и, в частности, отцу, выступающему в роли ее священника. Это не только преимущество, но и огромная ответственность, чтобы мы серьезно относились к своим семьям и заботились о том, чтобы они знали о нашем Боге.