Между христианской семьей и семьей неверующих людей существует различие, так как в центре христианской семьи находится Христос. Он живет в сердцах членов семьи и является их наивысшим авторитетом во всех областях жизни.
Но вопрос вот в чем: возможно ли вообще в реальном греховном мире иметь семью, центром которой является Христос? Если вы – христианин, то это будет заботить вас, потому что вы видите, насколько ваша семья далека от такого определения. И если это действительно так, это ни в коем случае не значит, что ваша семья является исключением. Вы принадлежите к числу многих других христиан, которые, если они честны, могут признаться, что сталкиваются с такой же проблемой. Давайте не будем обманывать себя. Большей частью христианская семья является лишь жалким подобием библейских образцов, и мы все это сознаем.
Итак, мы должны начать наши рассуждения о семье, центром которой является Христос, вопросом: что собой представляет христианская семья? Может быть, это идиллическое место мира и тишины, где обитают спокойствие и радость? А может быть, это убежище от всех конфликтов, в котором никогда не встретишь непослушания или раздоров? Конечно же, нет! Что касается представления об истинной христианской семье, в первую очередь необходимо помнить очень важный факт, а именно: она состоит из грешников.
Иисус Христос, имя которого носят христиане, пришел призвать грешников к покаянию. Если вы христианин, то это значит, что вы признали себя грешником и осознали свою потребность в спасении. Христиане – это грешники, спасенные благодатью; и христианская семья – это семья, состоящая из грешников, спасенных благодатью.
Понятие, что христианская семья – это идеальная семья или близкая к совершенству, несомненно, не библейское понятие. Родителям в христианских семьях также присущи промахи, иногда и непоправимые. Они подводят друг друга, подводят своих детей, и, безусловно, подводят Бога. Дети тоже не всегда оправдывают их ожиданий. Они приносят дневники с плохими оценками, не послушны, дерутся с другими детьми. Мужья и жены ссорятся, раздражают друг друга, а иногда между ними возникают серьезные недоразумения. Конечно же, есть у них и достоинства, но довольно часто такая семья далека от совершенства. И это реальная картина христианской семьи.
Реальная картина, которую мы только что изобразили, довольно негативна, не так ли? В чем же разница между христианской семьей и семьей, в которой не любят Христа и не служат Ему? Ответ очень прост: согласно Библии семья получила искупление благодаря Христу, но она не может избежать греховности. Спасение завершено в Иисусе Христе, и оно включает оправдание, освящение и прославление. Благодатью и через веру Бог оправдывает верующих мгновенным действием. И это происходит сразу же, как только человек возложит свою веру на Господа Иисуса Христа.
Верующие провозглашены праведными или оправданными перед Богом. Когда они уже оправданы, Христос спасает их от власти грехов посредством длящегося всю жизнь процесса, называемого освящением. Оправдание происходит мгновенно, а освящение начинается с момента уверования и продолжается на протяжении всей христианской жизни. В процессе освящения христиане должны все больше уподобляться Христу. Но этот длящийся всю жизнь процесс никогда не закончится, так как конечная цель не может быть достигнута до самой смерти.
Христианская семья – это семья, состоящая из грешников. Но еще, это семья, члены которой признают реальность существования греха, понимают эту проблему, знают, как разрешить ее и, в результате, возрастают в благодати.
Давайте подробнее остановимся на трех существенных различиях, которые дают ответ на наш вопрос.
Первое, христиане признают свои грехи. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоанна 1:8).
Зная учение Библии, что ни один христианин не может быть совершенным, живя на земле, верующие в состоянии признать этот факт и вовремя научиться справляться с грехом. Они, более чем кто-либо другой, не должны пытаться как-то оправдываться или обвинять других. К тому же христиане не должны пытаться скрыть свои грехи; у них нет в этом нужды, потому что они знают, что все христиане грешат. Поэтому мы должны быть искренны и откровенны, чтобы признаваться в своих грехах друг перед другом, особенно внутри семьи.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы должны расслабиться и больше не заботиться о своих грехах. Нет, нет и еще раз нет! Я имею в виду, что мы можем свободно признать факт, в истинности которого не сомневаемся, что все мы грешники. При таком сознании возможно покаяние. После покаяния мы можем рассчитывать на Божье прощение и на помощь, чтобы справиться с грехом. И в результате, христиане постепенно могут освободиться от греховного образа жизни. Они посвящают свое время тому, чтобы заменить греховные привычки образом жизни, описанным в Библии. Вместо того, чтобы тратить время на отрицание факта греха или пытаться скрыть его, христиане могут сосредоточиться на том, как справиться с грехом.
Тем временем семья неверующих старается не обращать внимания на грех или пытается скрыть свой грех и доказать, что члены семьи очень хорошие люди, на что не претендуют даже христиане.
Это приводит нас ко второму различию. Дети Божьи знают, что нужно делать с совершенными грехами. Имея Библию, как основной критерий, христиане не только знают, почему возникают проблемы в семье, но они также знают, какие предпринять меры для их устранения. Библейские принципы и методы помогают справиться с грехами и дают знание, как поступить в случае совершения греха. Поэтому здесь проявляется существенное различие: семья, центром которой не является Христос и в которой не ценится Библия, не располагает никакими средствами, чтобы справиться с возникающими проблемами.
В Библии же содержится наставление не только о том, что делать, когда кто-либо в семье грешит; ее советы выходят за пределы этого и показывают, что же необходимо предпринять, чтобы иметь полную гарантию того, что в будущем подобный промах не повторится. Бог прощает, очищает и помогает нам избежать последующих падений.
Апостол Иоанн в восьмом стихе говорит о том, что «если (мы) говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это о признании факта греха, а уже следующий стих указывает на средство избавления от него: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды».
Третье различие между христианской семьей и семьей неверующих людей, которое я хочу подчеркнуть, заключается в том, что христиане постепенно избавляются от своих грехов. Это процесс, о котором мы упоминали выше, называя его освящением. Там, где есть духовная жизнь, там будет и духовный рост. Ни один христианин не может быть тем же вчера, сегодня или вечно. Одна из основ христианской веры заключается в том, что в духовной жизни уверовавшего обязательно будет рост, то есть движение от греха к праведности. Там, где изучается Библия, где есть молитва, свидетельство и общение с другими верующими, Дух Святой обязательно будет производить в жизни христианина Свой плод.
Так написано в пятой главе Послания к Галатам: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».
Христианская семья – это семья, в которой грешники встречаются с проблемами грешного мира, однако, они встречают их вместе с Богом и Его средствами, соединившись друг с другом в Иисусе Христе.
В христианской семье живут грешники, но там же живет и безгрешный Спаситель. И именно в этом заключается самое большое отличие.