Все мы знаем, что наказание детей не приносит им наслаждения, но, по правде говоря, взрослые тоже его не очень любят. Кому бы ни пришлось быть наказанными, детям или взрослым, один стих из 12 главы Послания к Евреям касается всех: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (ст. 11).
Наказание – необходимая мера для правильного воспитания ребенка, а также на пути к зрелости без нее не обойтись и взрослому. Бог дисциплинирует взрослых по-разному: испытаниями, болезнью, трудными обстоятельствами. Но как следует из 12 главы Послания к Евреям: «Бог наказывает для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (ст. 10).
При обсуждении вопроса о наказании детей, найдутся те, кто считает, что в такой мере воздействия нет необходимости. Они говорят: «Если родители действительно любят своего ребенка, им не следует его наказывать, или если наказывать ребенка, он станет сомневаться в родительской любви.
Абсолютное отрицание наказания – это одна крайность, порицаемая учением Библии. Безусловно, она является ошибочной. О другой крайности, возможно, более распространенной, нас предупреждает Апостол Павел в 6-ой главе Послания к Ефесянам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (ст. 4). Несправедливое, а иногда и жестокое наказание, часто приводит к тому, что ребенок становится замкнутым. Такой подход к воспитанию можно назвать не просто небиблейским, а порочным. Где-то между этими двумя крайностями находится истинный библейский стандарт.
Часто христиане ссылаются на стих из Книги Притчей Соломоновых (15:24): «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Другими словами, если ты действительно любишь своего ребенка, ты будешь его наказывать с ранних лет.
Разрешите мне указать на то, что наказание является лишь одним аспектом более полного и исчерпывающего понятия «дисциплина». Как вы, наверное, знаете, воспитание состоит не только из одного наказания, в него входят и наставление, и обучение, и личный пример родителей. В греческом языке слово «дисциплинированность» имеет тот же корень, что и слово «ученичество», а одним из аспектов ученичества является наказание, и на нем мы хотим остановиться.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24). Этот стих ясно говорит, что необходимо начать наказывать ребенка с раннего возраста, «доколе есть надежда» (Притчи 19:18), то есть надежда на исправление.
Сюзанна Весли, мать великих христианских лидеров Чарльза и Джона Весли, является замечательным примером матери, начавшей наказание детей с раннего возраста. Она верила, что недопустимо подавление духа ребенка, и жизнь ее детей доказывает, что их дух не был подавлен, но с другой стороны, эта христианка строго придерживалась мнения, что упрямое своеволие ребенка родитель должен сломать, как можно раньше. Она считала, что ребенок должен знать, что его воля должна быть в подчинении словам и авторитету его родителей.
Вот что написала Сюзанна Весли о своих детях: «Когда им исполнялся год (а некоторым и того раньше), они уже умели бояться розги и плакать тихо. Таким образом, они избежали большего наказания, которому, в противном случае, они были бы непременно подвержены. Для того, чтобы сформировать мышление ребенка, вначале необходимо покорить его волю». Таким путем Сюзанна Весли и ее муж Самуил воспитали всех своих девятнадцать детей, которые любили родителей и следовали за Господом. Примите их совет, библейский совет и начните приучать к дисциплине своих детей в раннем возрасте.
В качестве орудия наказания розга в Книге Притчей Соломоновых упоминается шесть раз. В 22-й главе (ст. 15) она названа «исправительной»: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него».
Вначале эта притча касается самой проблемы, а затем предлагается ее решение. Проблема здесь обозначена словами: «Глупость привязалась к сердцу юноши». Опустите слова «сердцу юноши» и на их место поставьте имя вашего ребенка, и притча уже применима.
В Ветхом Завете глупцом считался тот, кто пренебрегал дисциплиной, кто ненавидел обучение. Глупцом был тот, кто высмеивал Бога, кто был сварливым, непослушным и злым. Эта притча говорит нам о том, что именно такая глупость привязалась к сердцу ребенка. Но теперь посмотрите на решение проблемы: «исправительная розга удалит ее от него». Удалит что? Удалит глупость, тяготение к бунту и непослушанию.
Бог мог бы указать родителям на любой другой метод в воспитании ребенка, но Он упоминает розгу. Возможно, это непопулярный метод, но наказание, которое применяется правильно и последовательно, удалит глупость из характера вашего ребенка.
В 19-й главе (ст. 3) описывается поведение человека, воспитанного без помощи розги: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа». Может быть, у вас есть взрослый сын или дочь, которые сегодня не интересуются духовными вопросами? Возможно, одна из причин этого заключается в том, что в свое время не была последовательно и справедливо применена розга. В результате ребенок отверг все, что относится к Богу. Перед ним не было образца того, что правильно. Он не знал предела своему своеволию.
Посмотрим еще на один стих из 23 главы: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет» (ст. 13). Возможно, он будет плакать, как будто уже умирает, но он не умрет. Когда ты пользуешься розгой и последователен в своих требованиях, следующий стих говорит, что таким образом ты «спасешь душу его от преисподней».
Следовательно, основное орудие наказания в доме с хорошей дисциплиной – это розга.
Я слышал об одном евангелисте, родители которого воспитывали его розгой. Это был длинный прут, висевший под небольшой надписью, сделанной его матерью: «Я так нуждаюсь в тебе». Он рассказывал, что еще будучи мальчиком, он не знал, относилась ли эта надпись к Господу или к розге. Но когда подрос, и этой розгой стали неоднократно пользоваться, он понял, что надпись относилась как к розге, так и к Господу. Каждый раз, когда его родители прибегали к розге, надпись напоминала ему, как сильно он нуждался в Господе.
Интересно отметить, что когда Библия говорит о наказании, всегда упоминается розга или подобное орудие наказания. Я не думаю, что этому нет причины. Но нигде Библия не советует родителям бить ребенка рукой.
Послушайте по этому поводу свидетельство одного пастора, который рассказывает: «Я вырос в семье, в которой нам неоднократно давали трепку. И нас шлепали довольно прилично. Розгой, которой пользовался мой отец, была его рука. И поверьте, у него была тяжелая рука! Я постоянно вспоминаю своего отца со страхом. У нас с ним не было особенно близких взаимоотношений, потому что я его боялся. Не потому, что он был несправедливым, но потому что он причинял мне боль. А я рос довольно непослушным парнем.
Помню, когда у нас появились свои дети, я начал делать то же самое, и мои дети стали бояться меня. Потом я заметил, что Библия никогда не говорит о том, чтобы бить ребенка рукой, но неизменно употребляет слово «розга». Мы с женой решили, что лучше будет, если мы для этого будем использовать какой-нибудь предмет, представление о котором у наших детей не будет ассоциироваться с нами или с нашими руками. Мы пользовались небольшой тростью и никогда не били ребенка по лицу, ни рукой, ни тростью. Бог дал достаточное количество мышц в таком месте, где может быть замечательно применима трость».
Затем пастор добавил: «Несколько лет тому назад я наказал свою младшую дочь тростью. По обычаю нашего дома, после наказания я побыл с нею некоторое время, утешил и уверил в своей любви, а также объяснил, что наказал ее для того, чтобы она впредь была послушной. Спустя несколько минут после того, как я вышел из комнаты, она позвала меня. Время было позднее, и в комнате было темно. Войдя, я спросил дочурку, что она хочет. Девочка указала рукой на трость, лежавшую на столе, и попросила: «Пожалуйста, убери ее отсюда». В ее сознании наказание ассоциировалось с тростью, а не со мной».
Библия говорит нам, что на самом деле наказание является поступком любви. Когда ребенка наказывают, ему часто трудно понять это. Порка вряд ли покажется ему выражением родительской любви. И, к сожалению, это порой так и бывает. Слишком часто ребенка шлепают не из чувства любви, а по причине злобы или раздражения, поэтому, наказывая ребенка, родителям следует проявлять большую осторожность.
После того, как ребенок был наказан, очень важно, чтобы вы уверили его в своей любви. Возьмите его на руки, а затем с помощью теплых объятий и нежных слов покажите, что вы действительно любите его. Пользуйтесь розгой, когда в этом есть необходимость, а детское воспоминание о ваших руках пусть будет сопряжено с лаской, свидетельствующей о вашей любви.
Библия говорит, что Бог всегда обращается с каждым из нас и наказывает подобно тому, как отец наказывает своего сына. И вы заметите, что когда Бог прибегает к наказанию за непослушание, это всегда является проявлением любви. «Ибо кого любит Господь, того наказывает» (Притчи 3:12). Часто после периода строгого наказания жизнь христианина наполняют самые большие благословения. Бог показывает тебе, что Его желание состоит в том, чтобы ты научился послушанию.
Библия также говорит нам, что Бог наказывает только своих детей. Точно так же, как ты не станешь наказывать сына твоего соседа за то, что он не послушался своих родителей, так и Бог наказывает только Своих детей. Итак, если Бог наказывает тебя, то в этом есть, по крайней мере, один аспект, о котором стоит радоваться. Ты можешь испытывать радость потому, что Бог считает тебя Своим чадом; и только потому, что Он любит тебя, Он пытается привлечь твое внимание. Постарайся быть внимательным, чтобы понять, чему Он старается научить тебя!
Если ты не знаешь Господа, ты не Его дитя, Он не будет воспитывать тебя. Он воспитывает только Своих детей. Но помни, что если ты не Его дитя и не подвергаешься Божьему воспитанию, ты должен будешь предстать перед Его вечным судом.
Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам» (Второзаконие 32:35; Римлянам 12:19). И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Второзаконие 32:36). «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евреям 10:31).
Что изберешь ты? Божье любвеобильное наказание или Божий праведный суд? Через веру в Господа Иисуса Христа ты можешь избежать Божьего суда и стать чадом Божьим. Иисус приглашает тебя сейчас прийти к Нему.