В Библии говорится о детях как о наследии от Господа, венце старости и дарах от Господа, но также неоднократно подчеркивается важность правильного их воспитания и обучения. В Книге Притчей в 22 главе написано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».
Каково значение этого стиха? Кое-кто может сказать о его значении примерно следующее: «Проследите, чтобы ваш сын или дочь каждое воскресенье были в церкви. Проследите, чтобы он выучил наизусть несколько золотых стихов из Библии и несколько христианских гимнов, стихотворений и молитв. Проследите, чтобы он вел себя, как следует вести себя хорошему христианину, пока он еще молод, потому что в один из дней он непременно взбунтуется. По всей вероятности, наступит период, когда он будет жить, как блудный сын. Но когда юноша повзрослеет, он оставит греховный разгул и возвратится к Богу».
Я не знаю, как вы это воспримете, но я не вижу в таком толковании этого стиха никакого ободрения! Это не похоже на Божественное обетование – когда он постареет, то оставит разгул и возвратится к Богу. «Но, если это не так, – может возразить мой предполагаемый собеседник, – то какие родители вдохновятся воспитывать ребенка, зная, что они воспитывают блудного сына или блудную дочь, которые со временем взбунтуют и возвратятся к Господу только в преклонном возрасте?»
Однако это не только не похоже на Божье обетование, это неправильно! Ни о каком возврате здесь нет и речи.
Всем нам знакомы люди, которые, благодаря решительности своих очень строгих родителей, вынуждены были регулярно ходить в церковь два раза в неделю, а может быть, и чаще; регулярно читать Библию; учить наизусть стихи из Библии, стихотворения и гимны. Они отважились на бунт сразу же после ухода из родительского дома, а часто и раньше. А вернулись ли они к Господу? Некоторые вернулись, а многие не вернулись до сих пор.
Так что такое толкование шестого стиха из 22 главы Книги Притчей – это вовсе не обетование, и, я убежден, что не в этом его истинное значение.
Этот стих, как и все остальные стихи Ветхого Завета, был написан на еврейском, очень ярком, образном языке. К сожалению, при переводах с одного языка на другой, хотя и сохраняется смысл, порой теряется образность. В еврейском слово «наставь» обозначает небо, верхнюю часть полости рта. От этого же самого слова произошло понятие об обуздании дикой лошади, в рот которой вкладывали удила.
Слово «наставь» напоминало евреям также древний обычай. После того, как младенец появлялся на свет, повивальная бабка макала палец в сок финиковой пальмы и соком протирала десна новорожденного. Эта процедура побуждала младенца начать сосать, и тогда повивальная бабка передавала ребенка матери для кормления.
Таким образом, со словом «наставь» ассоциируются две картины: одна из них передает смысл повиновения, как результат при укрощении дикой лошади; и вторая – развитие в ребенке жажды делать то, что полезно для него.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Читая этот стих, вы можете подумать, что ребенок подобен куску глины. Вы, родители, оказываете определенное давление, формируете, лепите своего ребенка и таким он должен оставаться до конца своей жизни. А если у вас несколько детей, вы будете воспитывать и формировать их всех совершенно одинаковым образом. Нет, не об этом говорит наш стих.
Каждый ребенок – это уникальная личность и исключительный характер с единственной в своем роде судьбой. Родители должны помочь ребенку определить, какой Бог предназначил ему путь: кем ему быть и что делать. Запомните, Горшечник – Бог, а мы – глина. Родителям следует быть очень осторожными и иметь уверенность, что ребенок отыскал свой путь.
«Наставь юношу при начале пути его…» Словом «путь» переведено еврейское слово, обозначающее «характерная черта, способ или образ». Еще один пример из 30 главы этой же книги (ст. 18-19): «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице».
В каждом случае под словом «путь» не подразумевается определенная, отчетливая линия, узкая дорога или тропа. Скорее, это характеристика. Написавший этот стих как бы говорит: «Наблюдая эти четыре вещи, я пришел в недоумение. Я не в состоянии совместить их. В них есть какая-то тайна, которая пленит меня и постоянно привлекает внимание». В таком же значении использовано слово «путь» в нашем стихе: наставь юношу при начале пути его, когда только начинают развиваться его индивидуальные качества.
Здесь не сказано: «наставь его на твой путь», это путь его, который определен Богом именно для него. Он единственный в своем роде. Наиболее несчастные и непослушные это те дети, которых с самого раннего детства вынуждали быть не тем, чем они были на самом деле. Некоторые родители думают, что дети должны быть точной копией их самих, что у них должны быть те же интересы, и поступать они должны точно так же, как их родители. Это неправильный подход.
Апостол Павел описывает Церковь, Божьих детей, как тело Христа. Каждый ее отдельный член занимает в ней особое место, имеет свое предназначение и уникальный характер, несмотря на то, что находится в одном и том же теле. Иногда это приводит к трениям и разногласиям, но, тем не менее, каждый член полезен и необходим. И все они чем-то разнятся друг от друга.
Бог обращается со своими детьми, как с уникальными личностями. Он воспитывает нас, наставляет, наказывает, чтобы мы стали тем, что соответствует Божьим замыслам о нас. Помните, что Господь никогда не создает копий, Он творит только оригиналы. Так что родители должны искать Его совершенной воли, мудрого и единственного в своем роде замысла для каждого ребенка. Наставь его, чтобы он был тем, кем Бог хочет его видеть – вот о чем говорит этот стих из Книги Притчей.
Возможно, в вашей семье больше одного ребенка. Одинаковы ли они? Я вырос в семье, в которой было десять детей и могу сказать вам, что среди нас не найдется и двух, похожих друг на друга. Конечно же, у нас есть некоторое сходство, но, в общем, мы десять совершенно разных личностей.
Наверное, в вашей семье наблюдается то же самое. У одного из детей проявляются творческие наклонности; для другого характерна агрессивность; третий имеет практичную струнку и т.д. Для одних жизнь проста и весела, а для других она сложна и серьезна. Замечали ли вы такие контрасты в вашей семье?
Что говорят немудрые родители? «Мы наведем порядок в этой семье! Мы отольем всех вас по нашей форме!» Часто отец шагает впереди и задает тон. Заметьте, в таком мышлении недостает гибкости и чуткости, и дети с нетерпением ожидают возможности покинуть родительский дом. Почему? Потому что они видят попытки родителей вылепить их по своему образцу, определить, кем и чем они должны стать. Определять это – вовсе не дело родителей.
Мудрые и чуткие родители постараются понять уникальность своего ребенка, заложенную в него Богом, и в соответствии с этим будут его и воспитывать. Да, но пытаться найти индивидуальный подход к каждому ребенку, согласно его характерным качествам – очень сложно! Это трудная задача! А кто сказал, что легко быть родителями? Кто сказал, что легко делать то, чего требует от нас Бог?
Еще одно замечание по поводу рассматриваемого стиха. Он заканчивается словами: «не уклонится от него, когда и состарится». В подлиннике слово «состарится» обозначает «когда у него появятся волосы на подбородке». Это не значит, что когда твоему сыну будет лет сорок или пятьдесят, он, наконец, вернется к Господу. Здесь сказано о том времени, когда он готов будет оставить родительский дом и создать собственную семью.
Если вы воспитали ребенка, учитывая его индивидуальные качества, его путь, то, оставляя родительский дом, он не забудет то, чему вы его научили; усвоенное в семье станет составной частью его личности.
Итак, мы уже останавливались на двух разных сторонах воспитания. Первой стороной было сравнение процесса воспитания ребенка с обузданием дикой лошади. Этот процесс должен начаться, когда ребенок еще совсем маленький. «Но ведь дети тогда абсолютно невинны, – можете возразить вы. – Как могут они причинить какой-нибудь вред?»
Знаете, у меня есть девять братьев и сестер, и я наблюдал за большинством из них, когда они подрастали. Могу сказать, что ни один из нас не был настолько невинным. Одно из первых слов, которое мы научились говорить, было: «Нет!» или «Я не хочу. Я не буду». И еще, несомненно, все мы знали, как кричать и плакать, когда получалось не по-нашему. Никто не учил нас этому – мы это знали сами. Как быть хорошими, нас нужно было научить, но как быть плохими, мы уже знали.
И это как раз то, о чем говорит нам Библия в 50 Псалме: «Вот, я в беззаконии зачат, и в грехе родила меня мать моя». Или, обратите внимание на то, что написано в 57 Псалме:
Это вносит ясность, не правда ли? Мы грешники уже с самого момента рождения; мы унаследовали грех от Адама, вот почему не надо учить детей быть плохими, они уже испорчены. Родители не должны игнорировать греховную природу ребенка. На это необходимо обратить внимание со дня его рождения.
Мы еще коснемся этой темы, когда будем говорить о наказании. К сожалению, для многих родителей воспитание этим и заканчивается. Они останавливаются на картине, изображающей укрощение лошади. Но помните, есть и второй прообраз, который говорит о жажде, возникающей у ребенка, когда его десна протирают соком финиковой пальмы.
***
Родители должны возбудить в своем ребенке жажду хорошего, того, что имеет непреходящую ценность. Мы находим это в Иисусе Христе. С самых первых дней жизни ребенок должен быть окружен христианской атмосферой любви, заботы, искренности, которая возбудит в нем голод и жажду Бога. Жажда Бога, в первую очередь, развивается в семье. Это не является первостепенной задачей церкви.
Как мы уже говорили выше, именно родители, в первую очередь, ответственны за духовное воспитание своих детей. Если ребенок не видит, что в семье имеет место последовательное, живое христианство, очень маловероятно, что он станет настоящим членом церкви. Вам, родители, предоставлена возможность привить вашим детям желание посещать Дом молитвы. Иногда совсем не будет необходимости подталкивать их, чтобы они шли туда, потому что дети сами захотят больше узнать о Боге, который занимает такое важное место в их семье.
Для развития в жизни детей духовной жажды, родителям необходима величайшая мудрость. Мудрые родители найдут время для молитвы с ребенком. Они будут говорить с ним о Господе, ответят на его вопросы и, что очень важно, всегда выслушают ребенка. Все это помогает развить жажду живой воды, удовлетворить которую может только Иисус Христос. И не забывайте молитвы. Наилучшее, что вы можете сделать для своих детей, это молиться о них. Просите Господа, чтобы Он совершал Свою работу в их жизни и убеждал ваших детей, что они нуждаются в Боге.
Детей всегда влекло к Иисусу, и Он никогда не говорил, что им следует подождать, чтобы основательно усвоить все богословские понятия, прежде чем прийти к Нему. Он не занимался нравоучениями, не произносил длинных и скучных проповедей, Он не исправлял их на каждом шагу, а лишь «возложил на них руки», то есть прикоснулся к ним. А увещевал Он как раз взрослых, притом учил их «обратиться и быть, как дети». Несомненно, дети занимают особое место в сердце Божьем.
Поэтому просите Господа, чтобы Он помог вам наставить ваших детей на путь, по которому они должны идти. Отец Небесный дает Свою мудрость тем, кто просит о ней. Господь поможет вам наставить вашего ребенка на путь, по которому он должен идти; и он не уклонится от него до старости.