Жены-христианки и неверующие мужья – явление, весьма распространенное на протяжении всей истории христианства. Поэтому это положение – удел не только современной жизни. Библия говорит нам, что во время страданий и смерти Христа у креста стояло несколько женщин. Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: а кем же были их мужья, и где были они?
В то воскресное утро, в день воскресения нашего Господа, женщины первыми пришли ко гробу. С первых же дней существования Церкви, среди ее членов – верные христианки, которые были замужем за неверующими. Это явление настолько распространенное, что Писание прямо касается этого вопроса.
Как же следует поступать женщине, имеющей неверующего мужа, чтобы способствовать его обращению ко Христу? Что ей делать? Как ей вести себя? Чего ей следует избегать? На что важно обратить внимание? Каким образом ее поведение и слова могут лучше всего содействовать достижению этой цели? Именно эта проблема освещена в третьей главе Первого послания Петра.
Апостол Петр говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Как видим, Петр подчеркивает тот факт, что свидетельство жизнью эффективнее свидетельства словами. Здесь большее значение придается поведению, а не речи.
Далее Петр продолжает: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (ст. 3-6).
И после этого Петр обращается к мужьям: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (ст. 7).
Затем, подводя итог сказанному, Петр пишет: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры» (ст. 8).
Таков библейский образец гармоничных отношений между супругами. Но в первых стихах этой главы даны особенно ясные указания о том, как вести себя жене, имеющей неверующего мужа.
Такой муж не будет слушать Слова Божьего. И обычно человек, от которого он меньше всего будет слушать о духовных вопросах – это его жена. Разумеется, что естественное желание обращенной жены – видеть своего мужа присоединившимся к ней в ее новой жизни во Христе. Хочу подчеркнуть, это естественное и очень хорошее желание, и оно угодно Богу. Но, Господь предупреждает также о том, чтобы не предпринимались попытки приобрести мужа неверным путем.
Одна женщина не без причины была расстроена тем, что ее муж не хотел знать ни о Евангельской вести, ни о христианах вообще. Как-то, в беседе со своей верующей знакомой, она рассказала о методе, с помощью которого она надеялась привести своего мужа к Господу. Ей нравилось слушать христианские радиопередачи, и каждый вечер, когда наступало время начала программы, она очень громко включала радиоприемник. Если ее муж был в другой комнате, то она увеличивала громкость. Ее мужу не нравились христианские песни и ежедневные проповеди, по этой причине его все больше и больше раздражали и жена, и Евангелие.
Верующая знакомая посоветовала этой женщине не включать приемник так громко, а обратить больше внимания на свой образ жизни и вместо того, чтобы засыпать мужа проповедями, попробовать окружить его любовью и заботой. Прошло немного времени, и муж этой женщины стал христианином. Хотя неоспоримо, что радиовещание способствовало обращению большого количества людей, которые раньше не слышали Евангелия, однако оно никогда не должно использоваться как средство агитационного давления.
Очень важно также, чтобы жена не отчитывала мужа и не проповедовала ему. Она не должна с помощью обмана, шантажа или хитрости принуждать его, например, ходить в церковь. Во все века жены использовали подобную тактику, пытаясь привести ко Христу своих мужей. Что удивительно, несколько раз им все-таки удавалось это. Однако гораздо чаще они отталкивали своих мужей от Евангелия, а не приближали к нему.
Мы не должны удивляться такой реакции, так как Библия ясно учит тому, что так это и будет. И самое худшее, что может сделать жена по отношению к своему мужу, – это начать ворчать или пилить его за нежелание принять Евангелие. Как правило, мужья отвергают такие попытки.
Однако есть метод, который не будет отвергнут, и заключается он в стараниях жены стать лучше. Именно этому методу Апостол Петр придает особое значение. Жене следует стараться приобрести своего мужа не словами, а своим поведением. Но это, конечно, не значит, что никто и никогда вообще не должен познакомить его с Благой Вестью. Никто еще не был спасен иначе, как через принятие верой Евангелия: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Римлянам 10:17).
Библия ясно говорит нам о том, что приобрести для Христа мужа значительно легче без постоянных упреков, разговоров и проповедования. В жизни жены настолько ярко должен отражаться образ Иисуса, чтобы мужу тоже захотелось разделить с ней это преображающее переживание обращения ко Христу. Жизнь, отражающая образ Иисуса Христа, и постоянная молитва являются самым эффективным методом свидетельства неверующему мужу.
Одна христианка обратилась к другой с проблемой: «Мой муж никогда не изменится. У меня нет никаких надежд, чтобы когда-либо он стал христианином». Ее знакомая посоветовала: «Не сдавайся так быстро». Они стали обсуждать положение, и женщина, пришедшая с жалобой, обнаружила, что во многих случаях она поступала не так, как должна была поступать. Ей стало понятно, что она не была хорошей женой и ей необходимо измениться.
Но она поняла также и то, что эти перемены должны произойти не только для того, чтобы ей приобрести своего мужа. Никогда это не должно быть основным нашим побуждением к святости. Для этой женщины причиной перемен, в первую очередь, должно было быть ее желание жить правильно перед Богом. Своей жизнью она должна прославлять Бога независимо от того, приведет ли это к покаянию ее мужа, или нет. Если жена в первую очередь старается прославить Бога, Он позаботится об остальном. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфей 6:33).
Если у тебя неверующий муж, как он оценивает тебя? Что думает он о тебе? Или, какое у твоего мужа мнение о тебе как о жене? Может быть, он считает тебя сварливой христианкой? А может, считает, что ты умеешь только рассуждать о христианстве, а твоя жизнь не соответствует этим рассуждениям? Или же он видит в тебе человека, в жизни которого христианство произвело коренную перемену? Как тебе кажется, появился ли после твоего обращения у мужа интерес к тому, что, возможно, эта вера сможет помочь и ему? Видит ли он в тебе женщину, которая старается быть хорошей женой, несмотря на то, что ей трудно достигнуть этого при наличии его недостатков? Видит ли он в тебе проявление доброты и любви даже в тех случаях, когда сам обидчив, зол, раздражен, являясь причиной твоих огорчений? Помогает ли тебе твоя вера относиться к мужу с добротой и участием? Видит ли он в тебе неувядаемое качество нежного и спокойного духа? Это может показаться тебе невозможным, но с Божьей помощью нет ничего невозможного.
Один человек в церкви поднялся со своего места и сказал: «Как большинству из вас уже известно, всю жизнь я был неверующим. Но в этом году Бог так видимо действовал в жизни моей жены, что я просто принял Его в свое сердце». Он сел. Поднялась его жена: «Я должна представить вам другую сторону этого свидетельства. Когда я впервые начала молиться о моем муже, я просила: «Господи, Ты люби моего мужа, а я произведу в нем перемены». – И ничего не произошло. Тогда я пришла к такому моменту, когда стала молиться: Боже, я буду любить его, а Ты производи в нем перемены! – Таким образом, Бог изменил нас обоих».