Апостол Петр, сам человек женатый, в уже упомянутом выше своем Первом послании адресует женам очень полезные советы:
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (3:1-6).
Согласно написанному Петром, Сарра – пример, которому следует подражать другим женщинам. В 11-ой главе Послания к Евреям она также включена в известный перечень героев веры: «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший» (11:11).
Сарра была особой женщиной. И если Авраам был избран Богом, чтобы стать отцом целого народа, то Сарра была избрана, чтобы стать его матерью. У нее были свои недостатки, но Библия говорит, что она – пример для всех женщин. Чему же мы можем научиться от нее сегодня?
Представим себе Ур Халдейский – крупный и процветающий в древности языческий город в Месопотамии. Авраам только что возвратился домой и рассказал своей жене Сарре, что они должны переселиться в дальнюю и пока еще неизвестную страну. Как отреагировала на это Сарра? Мы можем только догадываться.
«Что значит переехать? Куда? – возмутилась, наверное, она. – Ты не знаешь? Авраам, как можем мы оставить наш дом? Все наши друзья и родственники живут здесь. Мы так хорошо устроились в Уре…
Да, я знаю, что с тех пор, как мы уверовали в Единого, Истинного Бога, мы не можем участвовать в идолопоклонстве, в котором участвуют жители Ура. Но кто знает, будет ли лучше в другом месте? О, Господи, почему? Зачем нам уезжать, ведь у нас даже нет детей, которые позаботились бы о нас, когда мы состаримся. Ведь мы уже не молоды…
Да, я знаю, что Господь обещал благословлять нас, но… А может быть, переезд не так уж и страшен? Авраам, я не уверена в необходимости оставить Ур, но я пойду с тобой, ведь если не я, то кто же присмотрит за тобой? Только прошу тебя, Авраам, давай будем осторожны, хорошо?»
Дорога была длинной, в пути были разные задержки, но Авраам с женой, наконец, добрались до Ханаана, земли, которую Бог обещал им. Жизнь здесь была совсем не такой, как в родном Уре, но Сарра неплохо справлялась с делами, пока в Ханаане не начался голод, и им пришлось отправиться в Египет за пищей. При этом, опасаясь за свою жизнь, Авраам выдал свою жену за сестру, хотя она и была фактически ею.
«Я боюсь, Авраам, – часто, наверное, говорила Сарра, – мне кажется, что египтяне чрезвычайно опасны. Стоило ли искать нам прибежища в Египте? Как тебе кажется?..
Авраам, мы не можем больше лгать. Это правда, что я твоя единокровная сестра, и все же, я твоя жена. А, что если они узнают? Что тогда? Авраам, мне страшно! Господи, Ты повелел нам оставить удобства на нашей родине, повелел оставить безопасное место и повел нас в Ханаан. И вот теперь мы в Египте. Мы голодаем. Нам страшно. Господи, помоги нам!..
Ты знаешь, я хочу быть хорошей женой Аврааму, но ложь, которую мы допустили, сказав, что я, его сестра, стала препятствием между нами, наши чувства друг ко другу охладели. Я знаю, что Авраам пытался спасти нашу жизнь от руки фараона, но как я могу уважать его, если он лжет?»
Со временем Господь избавил Авраама и Сарру от неприятностей, в которые они попали, и вскоре они снова были в Ханаане, где надлежало им быть. Но на этом их испытания не закончились.
Часто Сарра в молитве взывала к Богу: «Господи, вот уже много лет прошло с тех пор, как Ты обещал нам ребенка, а я не становлюсь моложе. Наша семейная жизнь сложилась очень хорошо, но нам недостает детей. Господь, а ведь Ты обещал!..
Если ничего не изменится и, притом, очень скоро, мне придется взяться за дело самой. Да, кстати… Почему я об этом раньше не подумала? Агарь, эта служанка, которая пришла с нами из Египта… Она еще молода и может родить. Она могла бы родить ребенка от Авраама, и я бы относилась к нему, как к собственному. Хотя и больно думать об этом, но что мне остается делать? Я поговорю об этом с Авраамом и Агарью.
Таким путем появился на свет сын от Авраама и Агари по имени Измаил. Задуманное Саррой было выполнено. Но это не входило в Божий план, рождение Измаила принесло больше горя и боли, чем радости. Однако, по своей милости, Бог повторил Аврааму Свое обетование о сыне, и на этот раз Он включил в него Сарру, притом по имени, чтобы не возникло никаких недоразумений.
Господь явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам посмотрел и вдруг увидел трех незнакомцев, стоящих перед ним. Они заговорили с Авраамом, а он, в свою очередь, оказал им гостеприимство, предложив разделить с ним трапезу. Тем временем Сарра находилась в шатре и прислушивалась к странному разговору мужа с незнакомцами.
«Что за голоса? С кем это Авраам разговаривает?» – подумала Сарра. – Что нужно этим мужчинам? Почему они спрашивают обо мне?..
Авраам! Авраам! Что они говорят? Что через год они вернутся и к тому времени у меня будет сын? Ха! Ха! Не смешите меня! Я уже слишком стара. Если бы они меня увидели, то тоже бы рассмеялись».
Господь упрекнул Сарру за недостаток веры, но прошло немного времени, и Сарра заметила…
«Что со мной происходит? Я никогда не чувствовала ничего подобного! Да нет, не может быть! Это не для меня, ведь я слишком стара, и все это знают. Наверное, обетованием усматривалось что-то другое…
А может быть, мне просто трудно поверить? Но что еще это может быть? О, Господи, благодарю тебя, благодарю! Прости, что у меня недостает веры. Ты знаешь, я верю. О, как я рада!»
И действительно, Божье обетование сбылось. У Сарры родился сын, и она любила его от всего сердца.
Взирая на своего первенца, она, вероятно, испытывала огромное чувство радости: «Авраам, посмотри, какой он милый! Посмотри на его улыбку! Бог так добр к нам, даже при моем маловерии. Он явил нам Свою верность. Знаешь, что, Авраам? Я думаю, мы назовем его Исааком, потому что Исаак – значит «смех». Я вспоминаю, как я смеялась, когда Бог обещал нам этого ребенка… Это будет напоминанием для нас, чтобы мы не были маловерными.
О, Авраам, я так рада, что мы повиновались Богу и пришли в Ханаан! Какое чудесное место для воспитания ребенка! Мы многому научились, ведь как важно иметь прочную веру!»
«Верою и сама Сарра, будучи неплодна, получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший».
Мы приводили наставление Апостола Петра, обращенное к женам, и Петр использовал Сарру в качестве примера, которому следует подражать. Но прочитанное до сих пор о Сарре не было столь примерным; ее молчаливое соучастие во лжи Авраама, ее потворство и самовольные планы, ее смех над Божьими обетованиями… Но тем не менее в Библии мы находим высокие и похвальные отзывы о Сарре, она причислена к «святым женам». Секрет Сарры вот в чем: несмотря на то, что на это потребовалось много лет, она, наконец-то, усвоила важный урок. Сарра научилась повиноваться своему мужу, доверять и уважать его. Она также научилась жить верой, а не видением, как говорит Павел в 11-ой главе Послания к Евреям. Очень интересно, что в Новом Завете вовсе не упоминается о неудачах и промахах Сарры, хотя их было немало в ее жизни. Господь обладает таким духом прощения, что, если мы исповедуем свои недостатки, Он забывает, что мы вообще претерпели неудачу. Так было и с Саррой. Конечно, только к концу своей жизни она научилась ПОЛНОСТЬЮ уповать на Господа, но очень важно и достойно похвалы то, каков конечный результат.
* * *
Таким образом, жены, матери, не унывайте, не сдавайтесь по причине прошлых неудач. Ищите прощения, и продолжайте простираться вперед в своем хождении с Господом. Иногда может показаться, что на каждые три шага вперед приходится два шага назад, но продолжайте все равно. Подумайте на минутку, возможно, в вашей жизни есть области, над которыми стоило бы потрудиться. Я уверен, что вы знаете об этом намного лучше, чем я, но вот несколько предложений Апостола Петра:
Прежде всего, женам нужно научиться повиноваться своим мужьям. Подчиниться – нелегкое задание, и особенно, если мужья не всегда достойны уважения. Я уверен, Сарре нелегко было подчиниться Аврааму, когда он солгал о том, что она ему сестра ради того, чтобы спасти собственную жизнь. Но, как мы читаем, Сарра повиновалась Аврааму и называла его господином, хотя ей непросто было это сделать.
Но что такое повиновение? Случается, что и в христианских кругах бытуют ошибочные представления о повиновении. Часто на женщину возлагают бремена, которых Библия даже не подразумевает. Таким образом, происходит крушение даров и становится бессмысленным и бесполезным служение, которое могло бы принести большую радость в семьи, а также большое благословение церквам.
Существует мнение, что повиновение сводит женщину на уровень собственности мужа. Якобы повинуясь, она принадлежит мужу на уровне вещи и используется им. Или ее повиновение состоит в том, что она должна преклоняться перед мужем и счищать грязь с его подметок, никогда не имея права дать совет, а тем более, возразить. Она не должна даже помышлять об этом, а если и решается на такое «преступление», то не смеет раскрыть рта в попытке высказать свои мысли вслух. Жена должна исполнять распоряжения мужа, не задавая лишних вопросов.
Это отнюдь не библейское представление о повиновении. Возможно, подобное поведение соответствует учению или традициям других религий, согласно же христианским принципам, повиноваться – не значит быть под каблуком у мужа. Согласно учению Библии, женщина воистину свободна. Она вовсе не должна быть подавлена. Она ведет полноценную, осмысленную, плодотворную жизнь. Ее муж знает, каким образом способствовать развитию всех ее способностей. Все ее дарования в полной мере реализуемы в семье.
Итак, Творцом определена для женщины роль помощницы. В основу взаимоотношений мужчины и женщины Богом заложен принцип авторитета и повиновения. Но как применить эти Библейские принципы? Как следовать им ежедневно?
О женщине, следующей библейским принципам, написано в Притчах (31:10-11), что «цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка». Из этого следует, что такой жене муж может доверять, не сомневаясь и ничем не рискуя.
А как живет такая женщина? В этой же главе (стих 12), мы читаем: «Она воздает ему (т.е. мужу) добром, а не злом, во все дни жизни своей».
Заметьте, ее ориентир – муж. Она сознает, что ее задача – помогать ему. Она заботится о муже, она любит его, она воздает мужу добром во все дни своей жизни. Ее желание – жить для мужа.
Она охотно выполняет работу по дому. «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками» – читаем далее (стих 13).
Существует громадная разница между исполнением каждодневных обязанностей с охотой и таким, какое можно наблюдать у подавляющего большинства женщин. Почему многие женщины без удовольствия выполняют работу по дому? Потому что они никогда не пытались найти удовольствие в домашней работе. Вместо этого, они ежедневно жалуются и выражают недовольство тяжким жребием, выпавшим на их долю. Они сетуют: «Опять все те же грязные тарелки! Три раза в день я мою их только для того, чтобы они опять были грязными. И так изо дня в день! А грязная одежда?! Стираю и глажу, стираю и глажу!»
Но ведь исполнение этих обязанностей и является частью того, что значит «жить в Божьем мире». В мире, зараженном грехом, каждый испытывает трудности. И очень важно исполнять любую работу с удовольствием.
Библейское описание женщины со свободным, неподавленным духом изображает перед нами женщину, которая научилась исполнять свои обязанности с удовольствием. Она научилась напевать, приводя в надлежащий вид тарелки, она благодарна за пищу, которой можно испачкать эти тарелки.
В той же книге Притчи (31:16) написано: «Задумает она о поле, и приобретает его».
Эта женщина заботится о целом имении. У нее великолепные способности, и ее муж признает это. Как мудрый управитель, он вполне согласен, что ей по силам такая ответственность. Вне сомнений, такая женщина не производит впечатления «находящейся под каблуком». Она применяет свои способности с пользой для семьи. Заметьте, «от плодов рук своих насаждает виноградник». Она не только покупает имение, она старается извлечь из него пользу с помощью средств, которые она сумела сберечь.
«Она чувствует, что занятие ее хорошо и, – светильник ее не гаснет и ночью», – сказано о ней в восемнадцатом стихе. Понятно, что эта женщина счастлива. Она полностью удовлетворена своим положением помощницы. Она является женщиной в полном смысле этого слова. Каждый дар, полученный ею от Бога, развивается и используется. Как личность, она не подавлена, с удовольствием исполняет свои обязанности и напевает притом, хотя уже в третий раз в течение дня моет посуду.
Богом определена для нее роль помощницы. И она помогает мужу не только в физической работе. Ее обязанности – это не только посуда и стирка. Она думает и принимает решения. Воистину, она помощница во всем. Но когда приходит время принять решение и она, например, говорит: «Я не думаю, что нам стоит переезжать», а муж возражает: «А я считаю, что стоит…», аргументируя свои доводы, то она должна подчиниться его решению. Это и есть повиновение, это и значит быть помощницей.
Не будет ошибкой высказать свое мнение, посоветовать и даже возразить, проявляя повиновение. Но ответственность за принятое решение лежит на муже. Последнее слово за ним, ведь кто-то должен нести ответственность за семью перед Богом. Там, где двое считаются ответственными, на самом деле нет ни одного. Ответственность мужа – наблюдать, чтобы все в семье соответствовало порядку, установленному Богом. И жена должна помогать ему в этом.
О необходимости чистого, богобоязненного жития также говорит в своем Первом послании Апостол Петр. Однако на сегодняшний день в современном мире ощущается огромный недостаток чистоты, и чистая, богобоязненная жена – это, как оазис в пустыне. Вероятнее всего, что если бы не богобоязненные жены, то было бы немного и богобоязненных мужей.
Затем Апостол Петр говорит, что богобоязненной жене следует заботиться о своей внешности, это угодно Богу. И если говорить о женской красоте, то, несомненно, Сарра была красавицей. Даже египетский фараон был настолько поражен ее красотой, что захотел взять ее в свой гарем! И при этом Сарра не было молодой девушкой, ей было за 65! Если это покажется вам удивительным, то же самое повторилось и при встрече с Авимелехом, царем филистимлян, но тогда Сарре было уже 90 лет! Не мудрено, что Авраам считал за лучшее солгать и сказать, что она ему сестра. Люди очень завидовали Аврааму, видя, какая у него красивая жена.
Не преуменьшая важности заботы о себе, Петр просто предупреждает о том, что нужно думать не только о внешней красоте. Однако красота Сарры была намного глубже, чем просто ее привлекательная внешность. У ее красоты были внутренние источники, поскольку именно кроткий и молчаливый дух женщины драгоценен пред Богом.
Подытоживая, Петр говорит: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Петра 3:6). А как обстоит дело у вас? Можно ли вас назвать дочерью Сарры? Научилась ли вы быть верной и богобоязненной? Возможно, вы скажете: я была такой неудачницей, для меня нет уже надежды. Но на основе авторитета Слова Божия, я уверяю вас, что есть надежда, и есть также прощение.