Ежедневно, почти в одно и то же время, едва только начинал брезжить рассвет, он старался незаметно выскользнуть из дома. Его жена и дети не имели понятия, где он пропадает в такую рань, а главе семейства невообразимо трудно было сказать им всю правду. Как вы уже, наверное, догадались, он пристрастился к алкоголю и не мог уже прожить и дня без спиртного.
За ночь пушистое белоснежное покрывало окутало небольшой город. В это зимнее утро, как обычно, отец отправился в местную пивную. Он вошел, отряхнул снег и сел за столик. Немного передохнув, заказал себе рюмку водки, как вдруг за своей спиной услышал знакомый возглас: «Папа!» Обернувшись, отец увидел своего маленького сына, на лице которого застыло недоумение. Выйдя на улицу, он спросил сынишку: «Откуда ты узнал, где я? Как ты сюда попал?» «Это было совсем нетрудно, папа. Я шел по твоим следам!..» – последовал ответ.
Да, нравится нам это или нет, но дети склонны ходить по следам своих родителей. Библия довольно прямо говорит нам, что грехи родителей грозят проявиться в жизни их детей, внуков и даже правнуков.
Я остановлюсь на трагическом примере семьи, в которой никак не могли расстаться с очень плохой привычкой. Эта привычка передавалась из одного поколения в другое. Речь идет о довольно распространенном явлении – преемственной передаче каких-нибудь пороков детям. На этом примере мы рассмотрим, какими средствами Бог наделил нас для того, чтобы остановить эту непрерывную цепь предосудительных поступков. Но прежде, нам необходимо упомянуть еще нечто, существенным образом относящееся к данной теме.
Моисей находился на вершине горы Синай. Господь только что дал ему Десять Заповедей. Мы читаем в 34 главе книги Исход: «И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…», – и далее, обратите внимание, – «но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
Возможно, что это одно из наиболее отрезвляющих мест в Библии. Бог говорит Моисею, что если не будут приняты меры по отношению к греху, то есть если грех не будет исповедан перед Богом, имеется риск вероятного воспроизведения, размножения греха родителей в их детях, внуках и даже еще в более дальних потомках. Страшная мысль, не так ли?
Теперь давайте посмотрим на семью, пожалуй, самую известную во всей Библии, семью Авраама. Я хочу остановиться на привычке говорить неправду, которой была заражена эта семья, начиная от Aвраама, но против которой не было принято никаких защитных мер. В результате, ложь унаследовал его сын, который тоже не раскаялся в этом перед Богом. Затем этот же грех проявился в жизни его внука и по-прежнему оставался неисправленным.
Начнем с 20 главы книги Бытие: «Авраам поднялся оттуда к югу, и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне, и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял; ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней, и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: «она сестра моя»? И она сама сказала: «он брат мой»?
Ложь Авраама о Сарре не была исключительным случаем. У Авраама была привычка обманывать. Эта привычка была слабостью его характера, а также, может быть, является и вашей слабостью. История Авраама может напомнить вам о ваших личных переживаниях. Вы можете обратиться к своей памяти и вспомнить, что часто в детстве обманывали, и по отношению к этой плохой привычке не было принято никаких мер. Вам может стать стыдно и страшно от того, что ваши дети становятся точно такими же обманщиками, как и вы. Но возвратимся к Аврааму и его семье.
Перейдем теперь к 26 главе этой же книги, и наше смущение возрастет. Здесь мы находим запись об одном дне из жизни Исаака, сына Авраама. Читая эту историю, вы можете заметить, что где-то уже читали об этом раньше. «Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о жене его, и он сказал: «это сестра моя»; потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом».
Исаак фактически повторил те же слова, которые сказал его отец, с той лишь разницей, что использовал имя «Ревекка» вместо «Сарра».
Действительно, как говорится в русской пословице, «яблоко от яблони недалеко падает». Тот же самый грех, который был оставлен без внимания в жизни Авраама, повторяет и Исаак. Но этот лживый характер не был уделом одного Исаака. Он передался и Иакову, сыну Исаака. Как вы помните, у Исаака и Ревекки были сыновья-близнецы, Исав и Иаков. Имя Иакова наталкивает на мысль, каким был характер этого человека, потому что древнееврейское слово «Иаков» на языке оригинала значит «вымогатель» или «обманщик».
По мере того, как Иаков подрастает, мы можем видеть, насколько быстро развивается у него эта скверная привычка обманывать. Во-первых, он словчил по отношению к своему брату, так что тот променял свое первородство всего лишь за чечевичную похлебку, – вот вам сделка! Но это было только начало!
С помощью матери Иаков обхитрил своего полуслепого отца, произнесшего над ним благословения, которые намерен был дать Исаву. Иаков сделал это с помощью явной лжи, сказав своему отцу: «Я Исав, первенец твой…» В его характере обнаруживается та же склонность, какую мы видели у Авраама, а затем она передается Исааку, и опять, будучи не исповеданной, наследуется Иаковом. Но и это еще не конец.
Если вы помните, когда Иаков вырос и уже имел свою семью, у него был сын, которого звали Иосиф. Родные братья Иосифа, остальные сыновья Иакова, ненавидели его. Вначале они бросили его в ров, а затем продали в рабство. Братья взяли одежду Иосифа, запачкали ее кровью и принесли Иакову, представив дело так, будто их брата разорвал хищный зверь.
Угадайте, у кого они научились обманывать? У своего отца! Они солгали, сказав: «Мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет?» Когда Иаков убедился, что это была одежда Иосифа, он был очень расстроен, но сыновья не сказали ни слова. Своим молчанием они снова солгали. Это было уже четвертое поколение обманщиков, и мы невольно вспоминаем слова Господа, сказанные Моисею, что Он – Бог, «не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
В одном из последних упоминаний об Иакове на страницах Библии мы находим его бранящим своих сыновей за то, что они не солгали в защиту его любимца, Вениамина. Мы не знаем возраста Иакова в момент, когда это произошло, но можем с уверенностью сказать, что он был достаточно взрослым, чтобы вынести урок из содеянного им греха. К сожалению, не предприняв никаких шагов к своему покаянию, Иаков остался известным как обманщик, лжец. И все это началось с искусной лжи его дедушки, Авраама.
Но не обязательно все должно быть именно так. Господь дал нам средства, чтобы мы могли принять меры и справиться с грехом. Так что это наказание не является неизбежным.
Мы видели, как наглядно была проиллюстрирована истинность Божьих слов, когда Господь сказал, что Он Бог, «не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Авраам и его потомки с их неизменной привычкой обманывать, подтверждают истинность этого принципа. Но в такой же мере, как истинен этот, применим и другой принцип, упоминаемый в том же отрывке Писания. Бог сказал также, что Он «человеколюбивый и милосердный и долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…»
Если вы принимаете меры по отношению к своим плохим привычкам и исповедуете их перед Господом, на этом губительное влияние греха на вашу жизнь будет прекращено. Священное Писание говорит нам: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13) и «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
Возможно, у вас есть плохая привычка, которую ваши дети начинают перенимать. Исповедуйте это, попросите Господа простить вас и очистить. Не позволяйте никакому греху остаться не исповеданным перед Богом.
Ну, а что делать с грехами и плохими привычками вашего ребенка?
Конечно, самое первое – это нужно привести ребенка ко Христу. Сделайте все, что только в ваших силах, чтобы ребенок пришел к личному познанию Господа Иисуса Христа.
Второе. Выделите время для молитвы, просите у Бога мудрости и способности глубокого понимания вашего ребенка для того, чтобы видеть его характер, чтобы разобраться в нем. Господь знает сердце каждого из нас, Он знает сердце вашего ребенка. Просите Господа помочь вам определить, какие принять меры по отношению к его слабостям и грехам. Это нелегко, и потому необходимы Божья помощь и Божья мудрость.
Третье. Изучайте своего ребенка, как это делает студент, проводя какое-либо исследование в выбранной им области знания. Наблюдайте за ним, старайтесь его выслушать, постоянно общайтесь с ним. Вы никогда не сможете наставить ребенка на путь, по которому он должен идти, если сами не будете знать его.
Если в какой-нибудь из вечеров вы захотите получить удовольствие, понаблюдайте за игрой ваших детей. Прислушайтесь к их разговорам. Они могут быть очень забавными. И знаете почему? Потому что дети так похожи на вас, когда вы были в таком же возрасте. И еще. Вы сможете заметить то, чего никогда раньше не замечали. Пронаблюдав за ними некоторое время, скорее всего вы в изумлении произнесете: «Я никогда не представлял(а), какие нужды у моих детей».
Еще один небольшой совет из Слова Божьего: будьте последовательны. Будьте последовательны в своей любви, будьте последовательны в требованиях к ребенку и во всех других областях ваших взаимоотношений с детьми. Последовательность, возможно, это одно из качеств, которое нелегко достичь, и, тем не менее, одно из самых важных в развитии близких, здоровых взаимоотношений с детьми.
Вот что сказал однажды, говоря на тему воспитания, один отец четырех детей: «Как-то вечером я сидел с одним из моих детей, и у нас состоялся доверительный разговор, длившийся полтора часа. Мы говорили обо всем, что было на сердце у моего ребенка. Я слушал. Не осуждал. Не наставлял. Не приводил стихов из Библии, чтобы исправить его. Я просто всматривался в его лицо, вслушивался в его слова и наблюдал. Ребенок смеялся. Ребенок рыдал. А я наслаждался каждым мгновением такого разговора».
Поддерживайте постоянные отношения с вашим ребенком, уделяйте ему время, а когда он станет вам доверять, ему значительно легче будет оставить свои плохие привычки и принять вашу веру во Христа.