Понятие «муж» древнееврейский язык Ветхого Завета и греческий язык Нового Завета передают словом «мужчина», но контекст помогает определить, когда речь ведется о муже. Однако в Библии используется еще одно довольно распространенное слово baal, которое переводится как «господин». И в греческом имеется по крайней мере два аналогичных случая употребления похожих слов: kurios, что означает «господин», и hupandros — «вышестоящий мужчина». Английское слово husband замечательно, потому что оно вмещает все библейские определения женатого мужчины. Оно несет в себе оттенок «господства», но господство подразумевает заботу, нежность и жертвенность.
Муж должен всегда помнить, что он — живое отражение Господа Иисуса. Его первая обязанность в браке помнить об этом. Будучи мужем, мужчина постоянно возвещает об отношениях Господа и Его народа, и ему следует говорить истину. То, как он обращается с женой, будет свидетельствовать, говорит ли он правду о Христе или нет. Он не может хранить молчание; он все время свидетельствует об этом, потому что Господь — муж, и все мужья представляют Его.
Поскольку его отношения говорят о Христе и церкви, он должен научиться подражать Христу. Такова вторая обязанность мужа. Библия очень ясно учит нас о том, что Господь — муж Своему народу. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его…» (Исаия 54:5; также Иеремия 31:32, Откровение 21:2, Ефесянам 5:23). Так же как мужчина старается подражать Христу, он должен быть мужем своей жене. Это означает, что он должен греть и питать ее так же, как он заботится о собственном теле. Слово «питать», ektrepho, означает «вскармливать, приводить к зрелости». Мужчину, который не слишком заботлив по отношению к жене, но при этом ожидает от нее ласки и потомства, нельзя считать мужем в истинном смысле этого слова; он — олух, что по-гречески, скорее всего, означает баранья голова. Мужчина должен любить свою жену жертвенной любовью (Ефесянам 5:25) и не ожидать в своем саду ничего, кроме сорняков, пока он не станет тщательно ухаживать за ним. Третья обязанность мужа — ревность. Это заявление, наверное, покоробит вас, ибо мы привыкли воспринимать ревность как личную проблему, а не как добродетель, которую стоит поощрять и воспитывать в себе. Подобная реакция служит еще одним доказательством того, насколько мы отошли от библейских представлений о браке.
Павел использовал образ добродетельного мужа, чтобы призвать коринфскую церковь к верности Богу. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Следуя за Господом, христианам должно помнить о том, что одно из имен Господа — Ревнитель. «…Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исход 34:14). Верно и то, что, если ревностью движут горечь, чувство обиды или злоба, она разрушительна. То же самое можно сказать и о других чувствах; если их смешать с грехом, они станут воплощением греха! Не следует ревность мешать с грехом. Но в ряде случаев, наоборот, грешно не показывать ревности.
Но есть и другие земные обязанности, дополняющие образ благочестивого мужа. Например, муж должен обеспечивать жену едой. Мы можем видеть это в законе, данном Израилю, который запрещал мужу в полигамных браках ущемлять первую жену в определенных правах. «…Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа» (Исход 21:10-11). Одна из обязанностей мужа — обеспечить жену средствами для покупки продуктов. Другими словами, взяв другую жену, мужчина не может просто отмахнуться от определенных брачных обязательств. Обеспечение питания — одна из обязанностей мужа. Новый Завет говорит, что если мужчина не печется о своих домашних, то он хуже неверного (1 Тимофею 5:8). Что же тогда мы можем сказать о мужчине, который пренебрегает даже женой? Пренебрежение женой равносильно отречению от веры — оно символизирует отречение от Христа, питающего церковь. Кроме того, Библия требует, чтобы муж не лишал жену необходимой ей одежды (Исход 21:10).
Муж должен также удовлетворять и сексуальные потребности жены (1 Коринфянам 7:3-4; Исход 21:10). В этом смысле его тело принадлежит ей. Павел прибегает к очень сильным выражениям, говоря, что в данной сфере отношений жена имеет власть над мужем. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Коринфянам 7:3-4).
Муж не должен лишать жену возможности иметь детей. «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Бытие 38:8-9). Господь умертвил Онана не за определенные действия во время полового акта, а за обман — «злое в очах Господа». Необходимо помнить, что Библия рассматривает секс не просто как времяпрепровождение. Это не отдых, а воспроизводство. Долг мужа, заключающийся в том, чтобы обеспечить жене возможность рождения ребенка, может показаться современному человеку «эксцентричным». Но это просто показывает, насколько мало теперешние мужья греют и питают своих жен.
Библия очень ясно говорит и о другой обязанности мужа. Муж должен наслаждаться своей женой (Притчи 5:15-23; Матфея 5:28). Ему запрещено желать чужой жены. «…Не желай жены ближнего твоего…» (Исход 20:17). Он не только не должен желать чужой жены, но определенно наслаждаться данной ему женой.
«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно»
(Притчи 5:15-19).
Мужчине дается особое повеление упиваться грудью женщины и постоянно услаждаться ее любовью. Сравнение женщины с другими на словах, в мыслях или на деле всегда производит разрушительный эффект. И чем больше женщина сравнивается с другими, тем меньше наслаждение. Муж должен получать удовлетворение во всех сферах семейной жизни; следовательно, он должен избегать сравнений, включая то, как жена выглядит, готовит, насколько она умна, податлива в сексе и тому подобное. Для мужа особенно важно получать удовлетворение в сексе, и если он выполняет все свои семейные обязанности, то он скорее получает удовлетворение своих потребностей.
Еще одна обязанность мужа — ответственность за обязательства, взятые на себя его женой.
«Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он [тем] утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее»
(Числа 30:13-15).
Мы должны признать, что если муж молчит, значит, он одобряет действия жены и руководит ею по умолчанию. Говорит или молчит мужчина, он не перестает быть главой дома. Независимо от того, как он управляет домом, он не может ускользнуть от ответственности, возложенной на него Богом.