Писание ничего конкретного не говорит о предохранении от беременности. Однако нельзя утверждать, что в Библии совсем не затрагивается эта тема. Предохранение призвано регулировать количество детей, и Библии есть что сказать на этот предмет.
Как это уже осознали многие христиане, наша культура отвратительно относится к детям. Поскольку негативное отношение слишком очевидно, многие христиане в ответ на этот грех придерживаются идеи, что большая семья — благословение от Бога, которое нельзя ограничивать, несмотря ни на что. Такая позиция гораздо ближе к истине, чем первая, но и она небезупречна.
Большая семья может принести огромное благословение. И поскольку Библия четко выражает свою позицию, у нас нет оснований закатывать глаза и отпускать ехидные замечания, услышав о многодетной семье. «Что, они не знают, откуда дети берутся?» К несчастью, подобные замечания нередки даже в церкви; их можно услышать от христиан, принявших враждебное мирское отношение к детям. Они заводят ребенка, закидывают двухмесячного младенца в ясли и продолжают делать карьеру. Писание, однако, демонстрирует противоположное отношение к детям.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах»
(Псалом 126:3-5).
Хорошо, что все больше и больше верующих приходят к осознанию того, насколько ужасно нетерпимое отношение к детям в христианской церкви. Но у этой проблемы есть еще один аспект, который скрыт от христиан-реакционеров. Библия учит, что дети могут быть как благословением, так и проклятием. Следовательно, многодетность несет либо большое благословение, либо большое проклятие. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притчи 17:25). Когда дети воспитываются в вере и живут в Господе всю жизнь, они приносят родителям невыразимое благословение. И чем чаще это происходит, тем лучше. Большие послушные Богу семьи — благословение. Но когда дети не повинуются родителям, большое количество детей огорчает родителей. Самуил не возрадовался бы, если вместо двух сыновей взятки брали бы пятеро (1 Царств 8:3). С него было достаточно Иоиля и Авии.
Отрывок из 127-го псалма часто цитируется христианами, рассуждающими о семейном благословении. Все это хорошо, но мы должны разобраться, в чем заключается истинное благословение. Псалом не говорит о топотании детских ножек по дому (хотя это очень мило). В псалме приводится сравнение: сыновья подобны стрелам в колчане человека, когда он толкует с врагами в воротах. Благословение относится к взрослым сынам, получившим должное воспитание и готовым к битве. Это результат труда родителей в течение нескольких десятилетий. Если у человека много сыновей, не получивших хорошего воспитания, колчан его полон, но полон горечи — погнутых и сломанных стрел.
Что требуется для того, чтобы в семье было много детей? Всего лишь физически развитые мужчина и женщина. А что требуется для получения обильного благословения? Получение благословения, которое в Библии ассоциируется с большой семьей, требует гораздо большего, чем простая способность к воспроизводству. Желание получить благословение означает, что человек берет на себя обязательство любить, усердно трудиться, жертвовать собой, проявлять чуткость к другим и требовательность к себе на протяжении долгих лет.
Некоторые мужья считают, что они приверженцы библейского взгляда на семью только лишь потому, что они — мужчины, имеют свое мнение и не любят презервативы. В результате они будут иметь печаль (то есть глупость детей) и жену с желчным характером. Господь говорит о безрассудстве человека, взявшегося строить башню без необходимых средств. Насколько велико наше безрассудство, когда нашей жертвой становится семья! Нет никакой добродетели в самонадеянном рождении детей. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие» (Псалом 127:1).
Я, разумеется, не ратую за ограничение рождаемости. Любая библейская доктрина или учение всегда будет сталкиваться с двойной угрозой. Первая, безусловно, исходит от тех, кто открыто противостоит учению. К сожалению, многие христиане сопротивляются семейному благословению. Мы должны быть начеку общей проблемы — желания бороться с чужими искушениями. Если мы принимаем библейское учение о благословении детьми, нам следует спросить себя, в чем могут проявиться наши искушения.
Такие вопросы необходимы, потому что вторая угроза исходит от тех, кто полагают, что исповедуют это учение, а затем губят его. Никто так не порочит истину, как тот, кто заводит ребенка и затем не может воспитать его в страхе Господнем. Первое приятно и доставляет известную долю удовольствия. Второе — утомительно и требует жертвенности и любви отца.
Господь сказал, что лучше бы человеку мельничный жернов повесить на шею и бросить его в море, если он соблазнил одного из малых сих. Что же нам делать с тем, кто производит детей, которых он не будет учить, кормить и наставлять в вере?
Когда мы впервые сталкиваемся с суровой реальностью, наше естественное желание — зарыть талант в землю. Наш Господь может показаться на первый взгляд «жестоким господином». Мы склонны отреагировать на библейское учение о браке словами: «Уж лучше не жениться!» Мы говорим (или думаем): «Раз так, то лучше не иметь детей вовсе!» За безответственностью не скроешься от проблемы — неважно, бездетны вы или у вас семеро детей, оставленных без пастыря.
Это написано не для того, чтобы отбить желание у молодых пар заводить детей. Скорее, я хочу показать, что благословение не дается легко или автоматически. Бог предлагает нам обильное благословение в детях, а кому много дано, с того много и спросится.