Я перейду к размышлениям о важности внутренней красоты в следующем разделе. Поскольку мы принадлежим к культуре, помешанной на красоте внешней, христиане зачастую полагают, что всякие рассуждения о физической красоте — «плотское» занятие и верующим следует помышлять лишь о духовных качествах. Или наоборот, поскольку мы живем в эпоху воинствующего равноправия, некоторые христиане считают поиски определенного идеала женской красоты «несправедливыми». Оба подхода могут показаться святыми и духовными. Но на самом деле это вовсе не духовное христианство. С одной стороны, это гностическое принижение материального мира, с другой стороны — бунт против устройства мира, побуждаемый духом соперничества.
Даже бегло просмотрев многие стихи Писания, можно убедиться, что в нем существует такое понятие, как женская красота. Например, у Авраама была красивая жена. «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом…» (Бытие 12:11). Когда они прибыли в Египет, реакция местных жителей показала, что Авраам не преувеличивал. «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая» (Бытие 12:14).
Исаак также взял в жены красивую женщину. «…Девица [была] прекрасна видом, дева…» (Бытие 24:16). Она была настолько прекрасна, что Исааку, как и ранее Аврааму, ради безопасности пришлось скрыть их истинные отношения (Бытие 26:7).
Когда дело касалось брака, патриархи веры знали, что делали: Иаков тоже любил красивую женщину. Его обманом заставили жениться на Лии, но его выбор пал на Рахиль. «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем» (Бытие 29:17). Важно помнить о библейском описании великолепной красоты жен Авраама, Исаака и Иакова, когда позже мы перейдем к учению апостола Петра о красоте и святых женщинах прошлого. Красота, исходившая от кроткого и смиренного духа, не являлась библейским эквивалентом «уравновешенного характера». Она сочеталась с внешней красотой — той, что завораживала мужей и порой была камнем преткновения для других мужчин.
Бог также говорит о красоте женщин, взятых в плен Израилем: «…и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену…» (Второзаконие 21:11).
Библия повествует о настоящем мезальянсе между Авигеей и болваном Навалом, который был явно недостоин ее. Авигея была не только красива, но и умна. «Имя человека того — Навал, а имя жены его — Авигея; эта женщина [была] весьма умная и красивая лицем, а он — человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева» (1 Царств 25:3).
Давид изменил жене и скрывал убийство Урии Хеттеянина, потому что Вирсавия была красива. «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину, а та женщина была очень красива» (2 Царств 11:2).
В Писании есть и другие примеры. Дочь Авессалома, Фамарь, была красивой женщиной (2 Царств 14:27). Библия соглашается с оценкой персидского царя — царица Астинь была поистине прекрасна (Есфирь 1:11). Сменившая ее женщина, Гадасса, или Есфирь, также была красива станом и пригожа лицом (Есфирь 2:7). Дочери Иова были не просто красивы, они превосходили красотой всех женщин земли (Иов 42:15). Невеста в Песнях Песней Соломона также «прекрасна… как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами» (Песни Песней 6:4). Бог сравнивает неверный народ Израилев с прекрасной женщиной, соблазненной и впадшей в блуд по своей собственной красоте (Иезекиль 16).
Все это может показаться перечислением очевидных фактов — «всем известно, что на свете есть хорошенькие женщины» — но мужьям важно уловить суть сказанного. Когда мужья принимают на себя ответственность любить своих жен так, чтобы они становились более привлекательными, они должны понимать, что результаты будут видимыми. Это не означает, что при хорошем муже все женщины могут быть одинаково красивы. Некоторые женщины красивы от природы, а у других были замечательные отцы, которые правильно с ними обращались. Но это означает, что мужчине, заключившему библейский брак, не следует удивляться, что к десятилетию их свадьбы его жена стала более привлекательной. А если этого не случилось, то ответственность лежит на нем. И как лицу ответственному, ему нужно знать, с чего начинается истинная красота.